Завод "Гудок Октября"

1-й Государственный автосборочный завод

Экспериментальный кузовной цех в составе Горьковского автомобильного завода имени Молотова

Горьковский автобусный завод (ГЗА)

Горьковский завод радиоаппаратуры

П/я 680

Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова


  В июле 1929 года, пока шло строительство автосборочного завода в Москве, было решено организовать временные автосборочные мастерские, так как прибытие машинокомплектов из Америки ожидалось уже в декабре 1929 года.

  Для организации временных автосборочных мастерских было решено использовать свободные производственные площади завода "Гудок Октября" в Нижнем Новгороде в районе Канавино. На этом заводе имелся большой корпус, часть которого использовалась под склады. Требовалось лишь сделать небольшую перестройку и частично возвести новые перекрытия, построить котельную и трансформаторную, обустроить эстакаду и железнодорожную ветку для подвоза деталей и вывоза готовой продукции. Также необходимо было утрясти вопросы с "Союзхлебом", который занимал часть корпуса под склады. Стоимость строительных работ оценивалась примерно в 500 тысяч рублей. Переоборудование завода производилось местной строительной конторой. Все вопросы, связанные с переоборудованием цехов и строительством новых сооружений для временной автосборочной мастерской, возложили на директора завода "Гудок Октября". К сентябрю 1929 года ожидалось прибытие заказанного в Америке оборудования, к концу октября планировалось закончить перестройку корпуса, а на ноябрь-декабрь 1929 года был намечен пуск автосборочных мастерских.

  Однако наладить работу временных автосборочных мастерских до конца 1929 года так и не удалось, а вступили в строй они в начале следующего года. Официально временные мастерские были сданы в эксплуатацию 1 июля 1930 года и получили название "Государственный автосборочный завод № 1 в Нижнем Новгороде". Первые машинокомплекты автомобилей прибыли из Америки на пароходе "Олаф Берг" в конце года в Мурманск, а 24 декабря четыре вагона с машинокомплектами были отправлены из Мурманска в Нижний Новгород. Первый грузовой автомобиль Ford-AA сошёл с конвейера этого завода ещё до официального пуска — 1 февраля 1930 года. Также на автосборочном заводе, из поступающих машинокомплектов, была налажена сборка автомобилей Ford A Standart Phaeton, Ford A Tudor Sedan, Ford AA Jumbo, Ford Timken, Ford AA 1928/1929 модельного года и Ford AA 1930 модельного года.

  После пуска в строй 6 ноября 1930 года "Государственного автосборочного завода № 2 имени КИМ" в Москве, надобность в автосборочном заводе в Нижнем Новгороде должна была отпасть и его планировали перепрофилировать в учебную базу подготовки кадров для Горьковского автомобильного завода. Но помешали осуществлению этих планов плохая организация дел и срыв установленных сроков и объёмов сборки на "Государственном автосборочном заводе № 2 имени КИМ". Сборка автомобилей на "Государственном автосборочном заводе № 1 в Нижнем Новгороде" осуществлялась до января 1932 года, когда собрали последние Ford Timken, после чего автосборочный завод стали использовать как учебную базу для Нижегородского автомобильного завода и переименовали в Экспериментальный кузовной цех в составе Горьковского автомобильного завода имени Молотова. В 1933 году Экспериментальный кузовной цех был реорганизован в автобусный филиал Горьковского автозавода и на его площадях был налажен выпуск автобусов ГАЗ-3, ГАЗ-5, ГАЗ-03-30, а позже и всех мелкосерийных моделей: штабных автобусов ГАЗ-05-193, санитарных автобусов ГАЗ-55, грузовых самосвалов ГАЗ-С1 и ГАЗ-410, трёхосных автомобилей ГАЗ-ТК, пикапов ГАЗ-4, санитарных автомобилей на базе ГАЗ-4 и седанов ГАЗ-6 "Пионер".

  Через год после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, автобусный филиал Горьковского автомобильного завода имени Молотова, вышел из состава ГАЗа и стал самостоятельным заводом. С этого момента предприятие получило новое название Горьковский автобусный завод (ГЗА), чтобы не было путницы с Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ). На площадях ГЗА также был продолжен выпуск автобусов и самосвалов ГАЗ. Но через пять лет, в 1951 году, производство на Горьковском автобусном заводе было свёрнуто, а вся документация на выпускаемые автобусы была передана Павловскому автобусному заводу имени Жданова, который был перепрофилирован с выпуска шофёрского инструмента и кузовной арматуры для Горьковского автозавода на выпуск автобусов. Уже в декабре 1951 года Горьковский автобусный завод Постановлением Совета Министров СССР был передан в подчинение Министерству радиотехнической промышленности и становится Горьковским заводом радиоаппаратуры (п/я 680), а в 1975 году получил новое официальное название – "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова".


                Рейтинг@Mail.ru