ГАЗ-410


ГАЗ-410

ГАЗ-410

ГАЗ-410
ГАЗ-410 образца 1942 года без дверей и с брезентовой крышей

ГАЗ-410
ГАЗ-410 образца 1943 года с досчатыми дверьми и брезентовой крышей

ГАЗ-410
ГАЗ-410 послевоенного выпуска с брезентовой крышей

  К 1940 году Горьковский автозавод с целью снижения издержек перестал заказывать самосвальные кузова у смежного завода имени Я.М. Свердлова, а на смену устаревшему ГАЗ-С1 пришёл обновленный самосвал ГАЗ-410 грузоподъёмностью 1200 кг. на модернизированном шасси ГАЗ-ММ. Наиболее заметным внешнем отличием нового самосвала от предшественника стало наличие запасного колеса на переднем крыле, при этом у одной части машин оно размещалось слева, у другой – справа.

  На стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа, которая была укорочена на 590 мм., в передней части крепился бензиновый, рядный, четырёхцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объёмом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин в паре с 3-ступенчатой коробкой передач, которая имела три передачи вперед и одну назад. Для охлаждения перед двигателем был закреплён водяной радиатор. Топливо в карбюратор поступало самотёком из бака, расположенного за торпедо над коленями пассажира. Запускался грузовик при помощи электростартера, а его электрооборудование имело напряжение 6 Вольт.

  Передняя ось грузового самосвала ГАЗ-410 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост крепился на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Задний мост имел коническую передачу и был соединён с КПП при помощи карданного вала, который был заключён в трубу и жёстко крепился к картеру главной передачи. К передней оси автомобиля крепились дисковые колёса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колёса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колёса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колёса.

  На шасси в передней части устанавливалась двухместная металлическая кабина. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кабины были предусмотрены открывающиеся боковины. Крыша автомобиля была изготовлена с деревянной вставкой обтянутой брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. Двери были подвешены на передних петлях. Цельное лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками. Для защиты от солнца над лобовым стеклом был установлен козырёк. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.

  В тёмное время суток дорогу ГАЗ-410 освещали две электрический фары, которые были закреплены на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Под грузовой платформой к раме крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом.

  В кабине на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырёхспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

  За кабиной к раме ГАЗ-410 крепилась на четырёх стремянках связывающая рама самосвального кузова. Спереди рамы крепились запорные крюки и кронштейн опоры кузова, а по бокам были расположены две направляющие салазок. Кузов был изготовлен из листового железа толщиной 3,5 мм. и имел вместимость 1,1 куб.м. Слева от водителя была расположена рукоятка, которая была связана тягой и специальным рычагом. С помощью этой рукоятки валик поворачивался, и выводя крюк из зацепления, высвобождал кузов. После чего происходило смещение центра тяжести к упорным роликам и под воздействием силы тяжести кузов опрокидывался, вращаясь на шарнирах. Задний борт откидывался под весом груза после того как запускался подъёмный механизм и тяги переставали блокировать борт. Для перевозки длинных грузов задний борт откидывался ни нижних цапфах и удерживался на цепях. Для опускания кузова водителю нужно было отвести рычаг на себя при этом запорный крюк упирался в упор амортизационной тяги и прогибал шарнирную тягу, которая активировала работу посадочной пружины. Пружина давала динамический толчок самосвальной платформе, которая начинала по инерции опускаться, накатываясь по направляющим салазкам.

  К новому самосвалу перешли те же недостатки, которыми обладал предшественник. При небольших перекосах машины, недостаточной массе груза или просто из-за неисправности самосвальный механизм мог не сработать. Тогда водители, сдавая задним ходом, резко нажимали на тормоз и платформа опрокидывалась под воздействием смещения груза, а чтобы вернуть платформу назад нужно было резко затормозить при движении вперёд. Ещё одним конструкторским недостатком стали салазки для скатывания кузова, которые располагались под таким углом, что в опрокинутом положении кузов почти касался земли и рабочим приходилось брать лопаты и разгребать груз в стороны, чтобы машина разгрузилась до конца.

  В 1942 году для облегчения производства и экономии металла грузовик лишился дверей, одной из фар, передних тормозов, передачи заднего хода и получил простейшие крылья из гнутого кровельного железа, брезентовый навес кабины вместо крыши и только временные упрощенные сиденья. В 1943 году грузовик вновь получил двери, сначала – досчатые, а позже стандартные металлические, но до конца выпуска так и оснащался угловатыми крыльями и брезентовой крышей.

  Самосвал ГАЗ-410 выпускался на Горьковском автозаводе с 1940 по 1950 год, когда ему на смену окончательно пришёл ГАЗ-93.



  Страница подготовлена с использованием материалов сайта rus-texnika.ru.


                Рейтинг@Mail.ru