Ford AAFord AA
С конвейера Государственного автосборочного завода № 1 сходит первый советский Ford AA, 1 февраля 1930 год
Первыми "Фордами" советской сборки стали автомобили Ford-AA образца 1928 года, имевшие деревометаллическую кабину. Колеса на них применялись дисковые, они имели шесть треугольных окон, и были как бы "вывернуты наизнанку" выпуклой частью диска внутрь
Вскоре появились "Форды" с 5-оконными дисками крепившимися выпуклой частью наружу
Ford AA образца 1930 года
Полуторатонный грузовой автомобиль Ford AA был наиболее дешёвым в своём классе, обладал неоходимым запасом прочности и был максимально унифицирован с легковым автомобилем Ford A. Шасси грузовика отличалось от легкового передними рессорами, траверсами, колёсами и шинами, рулевыми тягами, рычагами амортизаторов, балкой передней оси, лондеронами рамы и пр. Передняя подвеска была зависимой, её рессора располагалась поперечно. Ввиду маломощного 40-сильного двигателя, грузовик был оснащён демультипликатором — понижающей передачей для усиления тяговых свойств. Основная коробка передач была 4-ступенчатой. Вал привода заднего моста находился внутри упорной трубы. Топливо подавалось в карбюратор самотёком. 1 февраля 1930 года на 1-ом автосборочном заводе в Канавино (переоборудованный завод "Гудок Октября") официально собрали первые "Форды" версии АА-131 (с короткой стандартной базой в 131 дюйм) из американских машинокомплектов. 6 ноября с конвейера заново выстроенного 2-го автосборочного завода имени КИМ в Москве сошли первые десять грузовиков Ford AA. По плану к августу 1931 года предполагалось начать собирать автомобили уже полностью из советских деталей на стоившемся ударными темпами Нижегородском заводе. В 1930 году внесли некоторые изменения: сократили колею передних колёс на 1 см.; радиатор увеличили; удалили амортизаторы передней оси; была усилена поперечина рамы в точке крепления передней рессоры; усилили сцепление за счёт увеличения диаметра и площади трения фрикционных накладок; установили новый картер сцепления; изменили промежуточный вал карданной передачи; облицовку радиатора больше не хромировали; вместо червячной передачи установили зубчатую коническую; передаточное отношение главной пары увеличили, поэтому удалось отказаться от демультипликатора. Задний мост фирмы Timken выпускался в двух вариантах — с длинными и короткими шпильками крепления колёс, соответственно, для машин с односкатной и двускатной ошиновками. Новые колёсные диски стали взаимозаменяимыми как для передних, так и задних колёс в независимости от вырианта ошиновки. Неизвестно сколько машинокомплектов образца 1928 года пришло к нам, а сколько образца 1930-го, однако практически весь 1930 год машины старой конструкции всё ещё прибывали в СССР. В 1931 году передний бампер сделали более упругим, вместо двух металлических полос, стали использовать цельный одинарный буфер. Автомобили собираемые из машинокомплектов в 1931 году уже поставлялись с новым бампером. Таких машин КИМ собрал на порядок больше. На их шасси тоже возникали модификации и спецтехника (в частности - первые в СССР газобаллонные грузовики), строились неплохие автобусы, курсировавшие потом по многим городам СССР (Москва, Нальчик, Новосибирск и др.). В 1930-1932 годах на двух автосборочных заводах велась сборка "Фордов" двух разных поколений. Машины же образца 1930 года, освоенные на Горьковском автозаводе, в 1932 году выпускались со старым бампером. Летом 1932 года шесть Ford AA сборки КИМа обслуживали советскую Памирскую экспедицию, и совершили тем самым пробег от Москвы до Памира и обратно. Они стали первыми транспортными средствами, прошедшими в Таджикистане по таким труднодоступным в то время маршрутам, как Мургаб-Ош и Ош-Хорог. В 1932 году сборка американских грузовиков прекратилась. В итоге из запланированных 72000 машин собрали только 22000. Причина недобора поставок кроется в том, что были плохо организованны межзаводское кооперирование и снабжение материалами. Например, на 2-м автосборочном заводе, где должна была собираться основная масса "Фордов", собранные машины простаивали без кузовов, так как Автотракторное объединение не смогло подыскать предприятие с сушилкой для производства деревянных платформ. В итоге, изготовление кузовов взял на себя завод "Кузовомеханик" в далёкой от Москвы Одессе. Именно проблема с кузовами сократила советские заказы втрое по основному контракту с Фордом. Что касается типа кузова, то в Соединённых Штатах была популярна высокая грузовая платформа решётчатого типа. В нашей стране пришлось изобретать кузов-платформу самим, так как Форд предоставил чертежи только на кабину, ибо сам кузова для своих машин не производил, продавая в основном шасси с кабиной. Решётчатый кузов для "Фордов" освоил в 1930 году Сормовский завод в Нижнем Новгороде, а затем на ГАЗе начали производство грузовых платформ со сплошными бортами из сосны, которые устанавливали на автомобили, собранные из отечественных деталей. Переход от решётчатой платформы к классической бортовой объясняется универсальным назначением "советского форда" — его изначально планировали использовать как в колхозах, так и в армии. | ||||
Специальные автомобили на шасси Ford AAНа шасси московских "Фордов" почти сразу же стала появляться различная спецтехника: фургоны, цистерны, автобусы, санитарные автомобили и т. д. Кроме того, в 1932 году на базе такого "Форда" автобазой МСПО был построен один из первых в стране электромобилей. Вместо двигателя на нем были установлены аккумуляторные батареи и два электромотора, а также немного переделаны тормоза. Обслуживание машины, не имевшей сложных механизмов, было предельно упрощено. Управление осуществлялось по принципу трамвая, с максимальной скоростью 25 км/час. В 1932 году автобазой "Скорой помощи" в Москве малыми партиями выпускались санитарные автомобили на шасси Ford AA. При этом в конструкцию шасси был внесен ряд изменений: передние и задние рессоры были заменены на более мягкие (задние при этом были длиннее стандартных), обе оси оснащались гидравлическими амортизаторами, задний мост комплектовался одинарными колесами (из-за сравнительно небольшой нагрузки на него). Эти автомобили не имели никакого официального специального обозначения, но в технической литературе можно встретить обозначение СП-32.
Автобус на шасси Ford AA
Самосвал с деревянным кузовом, переоборудованный из обычного Форд-АА образца 1928-29 годов автомастерскими МСПО
| ||||
15-местный атобус на шасси Ford AA
С конвейера 1-го автосборочного завода "Форды" сходили в бортовом исполнении, либо как шасси для установки автобусных или других спецкузовов. Уже в 1930 году на этих шасси авторемонтные мастерские "Союзтранса" в Ростове-на-Дону изготовили 17 автобусов с открытыми кузовами типа "Торпедо" на 15 сидячих мест для южных районов нашей страны. Кузова, имевшие деревянные каркасы из твердых пород дерева (ясень, дуб, бук и др.) обшитые листовым железом, оборудовались полудверцами по бокам от каждого ряда сидений. От ветрового стекла до кормы кузов сверху закрывался съёмной брезентовой крышей. В дальнейшем, за отсутствием свободных шасси для них в "Союзтрансе", ростовские мастерские приняли заказы на такие же автобусы от самого нижегородского "Автосторя" и свердловского "Уралмашстроя". Партии этих автобусов использовались для переброски рабочих и служащих к строительствам. В 1931 году таких открытых автобусных кузовов на базе Ford-AA было построено ещё 35 экземпляров. | ||||
Форд-АА-Тимкен на шасси Ford AA
В конце 1931 году на 1-ом автосборочном заводе наладили сборку трёхосных грузовиков Форд-АА-Тимкен (Ford Timken) на шасси Ford AA. | ||||