ЭТ-8


ЭТ-8
Вездеход американской компании Four Wheel Drive (FWD)

ЭТ-8
ЭТ-8

ЭТ-8

ЭТ-8

  В 1961 году в НАМИ был разработан экспериментальный вездеход грузоподъёмностью 8 тонн с колёсной формулой 8х8 на пневмокатках Я-194, который предназначался для перевозки грузов и людей в условиях полного бездорожья. ЭТ-8 был разработан по образцу американского вездехода компании Four Wheel Drive (FWD) 1956 года. Машина не получила сквозного номера, который получали в то время все конструкции НАМИ, а только обозначение ЭТ-8. Удельное давление на грунт составляло 0,4–0,9 кг/см, что сопоставимо с гусеничными движителями. Каждое колесо обеспечивало контакт с грунтом площадью около 1 м². Давление в пневмокатках можно было регулировать из кабины.

В 1962 году вездеход ЭТ-8 был изготовлен на Заводе опытных конструкций НАМИ. При создании экспериментального образца максимально использовались стандартные агрегаты, изготавливаемые отечественной автотракторной промышленностью. В передней части тягача установили стандартную 8-местную кабину, заимствованную с тягача АТС Курганского машиностроительного завода. Как и на АТС, на ЭТ-8 двигатель устанавливался за кабиной в кузове и закрывался кожухом. На вездеходе установили обычный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Трансмиссия вездехода была собрана из стандартных агрегатов автомобиля МАЗ-501 с незначительными доработками. Пневмокатки монтировались по четыре на двух балансирных тележках, имеющих по одной главной передаче МАЗ-200 и по две шестеренчатые гитары, каждая из которых передавала крутящий момент от главной передачи и на два пневмокатка. При этом пневмокатки первой и третьей осей могли принудительно отключаться от привода. Задняя тележка крепилась непосредственно к раме автомобиля, а передняя, являющаяся направляющей, – через поворотно-опорное устройство. Управление поворотом передней тележкой осуществлялось системой, в которую входили стандартный рулевой механизм МАЗ-200 и гидроусилитель рулевого управления автомобиля МАЗ-525. Тягач не имел подвески, так как считалось, что пневмокатки сверхнизкого давления обеспечат не только развитую опорную поверхность при низком удельном давлении на грунт, но и удовлетворительные амортизирующие и демпфирующие свойства, позволяющие полностью исключить из конструкции вездехода упругие элементы подвески. Отказ от подвески позволял упростить конструкцию, снизить металлоёмкость и массу тягача. Балансирное крепление каждой пары катков обеспечивало высокую степень приспосабливаемости к рельефу местности при преодолении препятствий.

Предварительные результаты испытаний вездехода в условиях полного бездорожья, на вязких грунтах, заболоченной луговине, болоте, залитом стоячей водой при глубине от поверхности воды до растительной подушки свыше 1 м, свидетельствуют о наличии у него качеств сверхвысокой проходимости. Во всех перечисленных условиях движения вездеход сохранял не только устойчивое движение на низких передачах без буксования или остановки двигателя, но и развивал свободную тягу на крюке от 6 до 9 тонн. Высокая степень проходимости экспериментального образца вездехода не позволяла сравнивать его с полноприводными колёсными автомобилями высокой проходимости ввиду того, что последние должны были бы подвергаться сравнительным испытаниям на полностью не проходимых для них участках. Поэтому оценку технико-экономической эффективности от внедрения в народное хозяйство данного образца новой техники целесообразно было проводить при сравнении с гусеничными вездеходами. При этом одним из решающих факторов являлось резкое увеличение срока службы движителя при переходе с гусеничного типа со сроком службы 4–6 тыс. км на колёсный со сроком службы 30 тыс. км и более при сопоставимой проходимости. ЭТ-8 сравнивали с гусеничным вездеходом ГАЗ-47.

Внедрение вездехода на пневмокатках в промышленность позволило бы дать народному хозяйству новый тип колёсного транспорта сверхвысокой проходимости и высокой грузоподъёмности для полного бездорожья и местности с низкой несущей способностью (снега). Применение в совокупности с вездеходом двухосного полуприцепа на пневмокатках позволяло достигнуть общей грузоподъёмности автопоезда до 15 тонн при имеющейся модели пневмокатков Я-194 и до 20 тонн и выше при модернизации пневмокатков этой модели.


                Рейтинг@Mail.ru