Автосборочный завод №2Государственный автомсборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (КИМ)Московский автомобильный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (КИМ)Московский Завод Малолитражных Автомобилей (МЗМА)Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), (Алеко)30 мая 1929 года между ВСНХ и заводом Ford было подписано соглашение о создании в России нескольких автосборочных заводов. В августе в США отправились наши специалисты, изучать процесс сборки автомобилей. В октябре 1929 года началось строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на сборку 24000 автомобилей в год. В апреле 1930 года в Москву прибыли консультант фирмы Ford Франк Беннет и советский инженер М. Слуцкий, который затем стал главным инженером автосборочного завода. Они привезли техническую документацию. К 1 мая 1930 года был построен главный корпус завода, а первые десять автомобилей сошли с конвейера 6 ноября 1930 года. До 1932 года выпускались по лицензии из американских деталей автомобили Ford-А и Ford-АА. В декабре 1930 года постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться “Государственный автосборочный завод имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи)”. С начала 1933 года начали собирать грузовые автомобили ГАЗ-АА из деталей, поставляемых с Горьковского автомобильного завода. С 1 августа 1933 года автосборочный завод имени КИМ стал филиалом Горьковского автомобильного завода и полностью перешёл на выпуск автомобиля ГАЗ-АА. В феврале 1939 года в соответствии с приказом Наркомсредмаша автосборочный завод имени КИМ выведен из состава Горьковского автомобильного завода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое “Московский автомобильный завод имени КИМ”. 1 мая 1939 года с конвейера завода сошёл последний автомобиль ГАЗ-АА и сборка автомобилей была прекращена в связи с предстоящей реконструкцией и переходом на выпуск малолитражных легковых автомобилей. Всего до мая 1939 года завод имени КИМ собрал 214627 машин. В январе 1939 года Совет народных комиссаров принял решение организовать на автомобильном заводе КИМ производство малолитражных легковых автомобилей. Планировали уже в 1939 году выпустить не менее 100 автомобилей. За прототип был взят английский Ford Prefect. Однако кузов этого автомобиля выглядел уже достаточно устарело, и его пришлось дорабатывать. 25 апреля 1940 года были собраны первые опытные образцы двухдверного КИМ-10-50. Автомобиль был рассчитан в основном на частных владельцев, стал первой подобной машиной в СССР. Три из них приняли участие в первомайской демонстрации на Красной площади в Москве. Когда с автомобилем КИМ-10-50 ознакомили И.В. Сталина, то, как рассказывали свидетели, Иосиф Виссарионович остался недоволен её двухдверной конструкцией. Именно после этих событий на КИМ-10-50, что называется, поставили крест, а на ГАЗе срочно перепроектировали кузов в четырёхдверный, получивший обозначение КИМ-10-52. Выпуск новой модели планировали начать 1 августа 1941 года, но началу серийного выпуска помешала война. В июле 1941 года, на оборудовании автозавода был освоен выпуск корпусов реактивных снарядов для установок залпового огня БМ-13 (Катюша), который продолжался до эвакуации предприятия в октябре 1941 года в г. Свердловск. На Урале в составе Танкового завода №37 имени Серго Орджоникидзе завод выпускал лёгкие танки Т-60 и Т-70. 1 апреля 1944 года в связи с возникшей потребностью в запасных частях, для ремонта автомобилей поставляемых по ленд-лизу Государственный Комитет Обороны СССР принял Постановление о создании Московского завода "Автозапчастей". 16 августа 1944 года приказом Наркома Среднего Машиностроения заводу было предписано возобновить работы по подготовке к производству автомобилей КИМ-10-52. Приказом от 12 мая 1945 года заводу предписывалось в срок до 1 сентября 1945 года изготовить два опытных образца КИМ-10-52, а в декабре завершить их заводские испытания. 24 мая 1945 года принято Постановление о достройки автозавода по выпуску малолитражных автомобилей "Москвич". Завод был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). 4 декабря 1946 года с конвейера сошёл первый Москвич-400-420, а в январе 1947 года начался их серийный выпуск. В апреле 1948 года завод начал экспорт автомобилей. В 1950 году конструкторы МЗМА приступили к проектированию кузова модели 425 для нового автомобиля Москвич-402-425. Впоследствии такое обозначение осталось только в технической документации, а торговое обозначение базовой модели стало Москвич-402. В октябре 1952 года с главного конвейера сошёл 100000-й автомобиль Москвич. В феврале 1954 года завод перешёл на выпуск модернизированной модели Москвич-401-420. 20 апреля 1956 года на заводе без остановки производства осуществили переход на новую модель Москвич-402. В июле 1958 года начат выпуск автомобиля Москвич-407 с верхнеклапанным двигателем. А в августе на Всемирной автомобильном выставке в Брюсселе автомобили Москвич-407 и Москвич-423 отмечены золотыми медалями. 6 декабря 1960 года с главного конвейера сошёл 500000 автомобиль Москвич. В декабре 1963 года с главного конвейера сошел последний автомобиль Москвич-407, начат выпуск переходной модели Москвич-403. В сентябре 1964 гола начат выпуск автомобилей Москвич-408. В мае 1967 года с главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль, им стал Москвич-408 в экспортном исполнении. В октябре выпущена первая партия автомобилей Москвич-412. В январе 1968 гола начали реконструкцию завода и строительство главного сборочного корпуса. В октябре в связи с 50-летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК). В сентябре 1971 года образовано автомобильное производственное объединение "Авто-Москвич". В мае 1973 года открыт памятник-стелла воинам - автозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В сентябре на филиале АЗЛК - Инишемском заводе запасных частей вступил в строй главный корпус. В августе 1974 года с главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль, это был Москвич-412. В декабре 1975 года начато производство новых автомобилей Москвич-2138 и Москвич-2140. В декабре 1977 года на экспорт отправлен миллионный автомобиль "Москвич" с начала поставок их за границу. 25 августа 1980 года с конвейера сошел трехмиллионный автомобиль Москвич-2140. В январе 1982 года АЗЛК начал большую реконструкцию: строительство корпусов прессового, механосборочного цехов, цехов "Порозо" и "Пластмасс". 17 сентября 1986 года с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль "Москвич". В июле 1988 года закончено производство автомобилей Москвич-2140. В 1989 году развернута работа по подготовке производства пикапа Москвич-2335 на базе автомобиля Москвич-2141 и прицепа Москвич-8135, а в ноябре 1992 года начат их выпуск. В августе 1994 года совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели Москвич-2901. В январе 1997 года завод начал работу после более чем годового простоя. В апреле освоен выпуск новой модели "Юрий Долгорукий" с двигателями ВАЗ и Renault. В июне начат выпуск модели "Князь Владимир" с двигателем Renault. В августе на базе серийных автомобилей Москвич-2141 и Москвич-2335 разработаны модели электромобилей Москвич-2141Е1 и Москвич-2335Е1. В декабре было начато производство новой модели автомобилей "Святогор" с двигателем Renault и импортными комплектующими узлами. С февраля по март 1998 года был организован рекламный пробег Москва-Омск-Новосибирск-Москва на автомобилях "Святогор" и "Князь Владимир" протяженностью 7500 км. В августе модельный ряд пополнил автомобиль "Иван Калита" с двигателем Renault. В ноябре разработана полноприводная модель автомобиля "Иван Калита". 2 декабря с конвейера ОАО "Москвич" сошёл пятимиллионный автомобиль "Князь Владимир". В феврале 1999 года был организован пробег "Русь неделимая". В марте разработаны модели "Дуэт" и "Дуэт-2". В 2001 году завод, выпустив последние комплектные автомобили, окончательно встал. В последующие годы всё технологическое оборудование, технологическая документация и даже инфраструктурное оснащение предприятия, несмотря на введённое внешнее управление, были полностью утрачены. В 2006 году ОАО "Москвич" официально было объявлено банкротом. Значительная часть территории ОАО "Москвич" (бывший недостроенный завод двигателей) в 1998 году вошла в состав СП ЗАО "Автофрамос", занимающегося полномасштабной (сварка, окраска, штамповка (из зарубежного металла) кузова) сборкой автомобилей Renault Logan и Renault Sandero. В 2009 году ожидался окончательный переход к "Автофрамосу" территории бывшего ОАО "Москвич" с целью расширения производства автомобилей Renault Logan и Renault Sandero до 160 тысяч в год. В сентябре 2010 года завершена процедура банкротства. По заявлению конкурсного управляющего заводом Александра Иванова, завод полностью погасил долги по зарплатам, а также выплатил компенсации за вред здоровью и возмещение морального ущерба. Кредиторы получили 18% от вложенных в производство средств. | ||||