НАМИ-С-3МУ


НАМИ-С-3МУ
НАМИ-С-3МУ с пневматическими гусеницами от НАМИ-С-3М

НАМИ-С-3МУ
Движитель НАМИ-С-3МУ с многочисленными пневматическими траками

НАМИ-С-3МУ
НАМИ-С-3МУ с траковыми пневмогусеницами

НАМИ-С-3МУ

НАМИ-С-3МУ

НАМИ-С-3МУ

НАМИ-С-3МУ

НАМИ-С-3МУ

НАМИ-С-3МУ

  После того как двигатель автомобиля НАМИ-С-3М полностью выработал свой ресурс, дальнейшие работы с пневмогусеничными движителями были продолжены новом макетном образце НАМИ-С-3МУ, построенном на базе ГАЗ-69М в 1968 году. При этом кузов машины пришлось удлинить на 550 мм., а габаритная ширина за счёт увеличения ширины крыльев выросла на 200 мм. Для избежания закапывания автомобиля передними колёсами на слабонесущих грунтах, были пременены широкопрофильные шины.

Испытания построенного ранее сочленённого НАМИ-0106 показали, что выбранная ранее трапецеидальная форма пневмогусениц оказалась неоптимальной. Наиболее эффективным было изготавливать пневмогусеницы из нескольких изолированных камер, расположенных параллельно – каждая камера имела свой вентиль, что позволяло устанавливать в них разное давление, перераспределяя его по пятну контакта. Именно такого типа трехкамерные пневмогусеницы шириной 300 мм. были установлены на НАМИ-С-3МУ.


Также на НАМИ-С-3МУ был опробован новый движитель пневмотракового типа, разработанный специально для замены традиционных стальных гусениц на серийных гусеничных транспортерах. Пневмотраковая гусеница состояла из отдельных пневмотраков (были изготовлены в пресс-формах НАМИ в Омском НИКТИ шинной промышленности), каждый из которых был выполнен в виде замкнутой резино-кордной оболочки, имел вентиль для регулировки внутреннего давления воздуха, два гребня и два завулканизированных в проушины металлических пальца, служивших для соединения траков в гусеничную цепь. На каждую пару пальцев надевался металлический гребень, в котором пальцы фиксировались от проворачивания. Изгиб пневмотраковой гусеницы вокруг крайних катков осуществлялся за счёт закручивания пальцев в теле пневмотраков и изгиба самих пневмотраков. Ширина пневмотраков составляла 300 мм, высота – 80 мм, высота грунтозацепов – 15 мм, высота гребней – 55 мм, габаритная длина пневмотрака – 196 мм, расстояние между пальцами – 161 мм. Количество пневмотраков в гусенице – 17 шт. Передача тягового усилия на гусеницу осуществлялась цевочным зацеплением. Для этого на балансирную тележку движителя устанавливали полые металлические катки, которые располагались между двумя рядами гребней.

Испытания автомобиля с пневмотраковыми гусеницами проходили в районе городе Ступино в Подмосковье. НАМИ-С-3МУ уверенно шёл по глубокой грязи (до 0,6 м.) и колее (0,5 м.), при этом автомобиль при необходимости выходил из колеи и продолжал движение поперёк колеи. Вездеход с пневмотраками уверенно двигался по влажной пахоте, жнивью, мокрому песку, поднимался на песчаный подъём крутизной 22°. Благодаря использованным в конструкции движителя металлическим гребням, спаданий пневмотраковых гусениц не отмечалось, но при этом отмечался шум, характерный для обычных гусеничных вездеходов, вследствие ударного входа в контакт гребней с опорными катками. По результатам испытаний такой движитель также оказался ненадёжным и недолговечным.


В 1974 году все работы в НАМИ по пневмогусеничным движителям были свернуты как не соответствующие автомобильной направленности института, наработки были переданы в Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (ОНИЛВМ, ранее известную как лаборатория С.В. Рукавишникова) при Горьковском политехническом институте. Руководителя работ в НАМИ доктора технических наук В.М. Семёнова перевели в другое подразделение института, ещё раньше вынуждены были уволиться В.В. Морозов и В.И. Соловьёв (последний вскоре вернулся, но уже в другое подразделение НАМИ). Инженеры А.А. Глинка и М.Д. Немтинов были переведены в колёсный сектор лаборатории шин и колёс того же отдела. Д.Г. Юрушкин добился перевода в ГКНТ, откуда затем перешёл на руководящую работу в Минавтопром. Так завершился 12-летний период работ по пневмогусеничным движителям в НАМИ.


                Рейтинг@Mail.ru