НАМИ-0105


НАМИ-0105

  В 1965 году был спроектирован, а 1966 году построен плавающий снегоболотоход НАМИ-0105 предназначенный для обслуживания нефтепромыслов.


В 1964 году в НАМИ приступили к научно-исследовательским и экспериментально-конструкторским работам по созданию снегоболотоходов. В институте было проведено исследование весовой характеристики, вместительности, тягово-динамических качеств, проходимости, топливной экономичности, манёвренности и надёжности транспортёров Muskeg Carrier S (Канада), Snow Trac ST4 (Швеция) Snow Trac и ГАЗ-47 (СССР). Так же было выполнено их конструктивное обследование. Лабораторно-дорожные исследования и пробеговая часть выполнялись в Московской и Томской областях. По совокупности эксплуатационных качеств лучшим оказался канадский транспортёр Muskeg Carrier S.


В дополнение к экспериментальному исследованию эксплуатационных качеств транспортёров был проделан обзор конструкций и основных эксплуатационных качеств наземных безрельсовых транспортных машин. По результатам анализа имеющихся материалов и исследования образцов машин разработан типаж снегоболотоходных транспортных машин. В основу проекта типажа положены следующие принципы:

   1. Применение резино-металлических гусениц и звёздочек, а также опорных катков с пневматическими шинами.

   2. Максимальная унификация деталей ходовых частей машины в пределах семейства.

   3. Применение лёгких автомобильных силовых агрегатов и оборудования.


Проект типажа включал четыре основные группы машин:

   1. Лёгкие открытые лыжно-гусеничные мотонарты грузоподъемностью 200 кг. (2 человека и 50 кг груза) типа 3х1 (основной вариант) и типа 3х2 (вариант для особо тяжёлых условий работы).

   2. Обычные плавающие гусеничные грузовые транспортёры грузоподъёмностью 1 т. (вариант с кузовом-фургоном грузоподъёмностью 0,75 т); 2,3 т. (варианты с кузовом-фургоном грузоподъёмностью 2 т, неплавающие шасси под комплектацию и трактор), а также плавающий 4-местный транспортёр.

   3. Комбинированные (общий корпус на поворотных гусеничных тележках) плавающие грузовые транспортёры грузоподъёмностью 9 и 20 т.

   4. Лыжно-гусеничные сезонные приспособления для грузовых автомобилей УАЗ, ГАЗ и ЗИЛ.

Для всех этих машин должны быть применены бесшарнирные резино-металлические гусеницы, резиновые звёздочки и опорные катки.

В соответствии с установленным типажом в НАМИ были разработаны конструкции снегоболотоходных транспортёров НАМИ-0103, НАМИ-0105, НАМИ-0114.


Транспортёр НАМИ-0105 имел двигатель, сцепление и коробку передач ЗИЛ-130, одноступенчатую раздаточную коробку, карданный вал с шарнирами Урал-375, главную передачу с шестернями МАЗ-500, радиатор Урал-375 с жалюзи ГАЗ-47, приборы и электрооборудование ЗИЛ-130. Тормоза были с пневматическим приводом.

Механизм поворота – планетарный. Гусеницы транспортёра бесшарнирные, резино-металлические. Звёздочки резино-кордные, опорные катки с шинами 4,50-16. Подвеска опорных катков торсионная. Расположение звездочек и катков – двухрядное. Механизм управления рычажного типа.

Сварной корпус транспортёра из стальных листов и панелей обеспечивал плавучесть машины. Съёмные панели изготавливались из сплава АМГ-5ВМ.

В 1966 году был осуществлён первый этап заводской доводки снегоболотоходных транспортёров НАМИ-0103, НАМИ-0105 и НАМИ-0114. Работы велись по хоздоговорам с Министерством связи СССР и Министерством нефтедобывающей промышленности СССР при участии Курского завода РТИ и НИИШП.

В 1968 году заводские испытания снегоболотоходов НАМИ-0103 и НАМИ-0114 ещё продолжались, а экспериментальные образцы НАМИ-0105 прошли межведомственные испытания. По результатам испытаний был определён объём модернизации для серийного производства. С помощью НАМИ на Ижевском заводе «Нефтемах» было изготовлено два частично модернизированных снегоболотохода НАМИ-0105А. Позднее на базе НАМИ-0105А разрабатывался пассажирский вариант.


   Технические характеристики:

Число мест в кабине 2

Снаряженная масса 4120 кг.

Грузоподъёмность 2300 кг. (в особо тяжёлых условиях 2000 кг.)

Длина 4300 мм.

Ширина 2260 мм.

Высота 2300 мм.

Площадь платформы 4,5 м²

Максимальная скорость 60 км/час (на плаву 4 км/час)

Запас хода по контрольному расходу топлива 430 км.

Максимально преодолеваемый подъём 30º

Опорная площадь 32500 см²

Удельное давление с грузом 0,19 кг/см²

   Двигатель ЗИЛ-130: бензиновый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения

Число цилиндров 8

Максимальная мощность 150 л.с.

Удельная мощность 24,5 л.с./т


                Рейтинг@Mail.ru