БА-30


БА-30

БА-30

БА-30

БА-30

БА-30

БА-30

  В 1936 году Автобронетанковое управление (АБТУ РККА) и НАТИ заключили договор на создание опытного полугусеничного бронеавтомобиля. В этом же году в НАТИ на укороченном шасси вездехода НАТИ-В-3 был разработан полугусеничный бронеавтомобиль БА-30. Изготовление бронекорпуса и сборкой бронеавтомобиля занимался завод дробильно-размольного оборудования в Выксе.


На бронеавтомобиле БА-30 применялся двигатель ГАЗ-М1 с радиатором от танка Т-37А, за коробкой передач ГАЗ-АА располагался демультипликатор, были установлены дополнительные бортовые дифференциалы и усилены передние рессоры добавлением двух листов. Раму машины укоротили сзади на 500 мм, а базу шасси и карданные вал – на 390 мм. Кроме того, вместо стандартных для НАТИ-В-3 ограничителей движения в виде валиков были использованы укороченные ролики, а в передней части смонтировали ролики для облегчения преодоления препятствий. Применены пулестойкие шины. Гусеничная лента из прорезиненной ткани была модифицирована путём крепления алюминиевых накладок-плиц, улучшавших сцепление с грунтом. При движении по снегу предусматривалось использование лыж, которые в походном положении укладывались по бортам, а в зимнее время они устанавливались на передние колёса.

Корпус БА-30 представлял собой гибрид из корпусов ФАИ и БА-20, и собирался из катаных бронелистов толщиной 4-6 мм. Вооружение было весьма слабым и состояло из одного 7,62-мм пулемета ДТ, установленного во вращающейся башне от БА-20. Боекомплект из 24 пулемётных дисков находился в кормовой части машины в четырёх стойках. Прицел остался механическим, а наблюдения за окружающей остановкой осуществлялось через 5 лючков и 7 смотровых щелей в корпусе. Вдоль левого борта боевого отсека размещалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, закреплённой на корпусе.


Прототип БА-30 был построен в очень сжатые сроки и в феврале-июле 1937 года, после заводской обкатки и устранения недостатков, на полигоне НИБТ провели его ходовые испытания. В общей сложности бронеавтомобиль прошёл в зимних условиях 977 км. и ещё летом 1408 км. В ходе испытаний выяснилось, что БА-30 обладает более низкими динамическими характеристиками, чем серийные бронемашины. Его скорость по шоссе составила всего 36,6 км/час, на лыжах она уменьшалась до 15,35 км/час, а при движении по снежной целине максимальная скорость составила всего 8,82 км/час. Запас хода соответственно составил 253, 122 и 82 км. Вместе с тем, проходимость по снежной целине и мягкому грунту у полугусеничной машины оказалась более высокой. БА-30 мог преодолевать брод с твёрдым грунтом глубиной до 680 мм, максимальный подъём 15-16° “с твердым дернистым грунтом” и 12-13° зимой при толщине снежного покрова 300-350 мм.

В остальном БА-30 положительное впечатление на комиссию не произвёл. В отчете об испытаниях было отмечено, что бронемашина имеет слабое бронирование и вооружение, недостаточную обзорность и тесное боевое отделение, что стесняет работу экипажа. Было рекомендовано также усилить переднюю ось и рессоры, увеличить прочность резиновых гусеничных лент, упростить механизм натяжения гусениц и демонтаж ведущих колес. Кроме того, двигатель ГАЗ-М1 посчитали недостаточно мощным. Отсюда делался вывод, что в предъявленном виде БА-30 на вооружение РККА быть принят не может. Материалы об испытаниях БА-30 были поданы в АБТУ в конце 1937 года. Хотя руководство управления проявило к этой машине определенный интерес, из-за большого количества недостатков и несовершенства гусеничного шасси от его дальнейшего развития отказались. Одной из главных причин прекращения работ по БА-30 стала невозможность усиления его бронирования и вооружения, без существенного ухудшения тактико-технических данных.


Единственный изготовленный образец БА-30 находился до войны на НИБТ полигоне и 29 сентября 1941 года его в числе 41 другой машины отправили в Казань для использования на бронетанковых курсах. Данные о дальнейшей судьбе БА-30 на этом теряются.


   Технические характеристики:

Экипаж 3 чел.

Боевая масса 4600 кг.

Длина корпуса 4940 мм.

Ширина 2400 мм.

Высота 2340 мм.

Максимальная скорость 36,6 км/час

Запас хода до 253 км.

   Двигатель ГАЗ-М1: бензиновый, карбюраторный, рядный, 4-тактный, водяного охлаждения

Максимальная мощность 50 л.с.


                Рейтинг@Mail.ru