Т-27


Carden-Loyd Mk.VI
Танкетка Carden-Loyd Mk. VI

Т-27
Рисунок танкетки Т-27

  В 1930 году с целью ускорения разработки бронетанковой техники и изучения зарубежного опыта в СССР было принято решение о закупке за границей лучших образцов танков и бронеавтомобилей. Для этого была создана комиссия под руководством начальника управления механизации и моторизации (УММ) РККА И.А Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С.А. Гинзбурга. Первой страной которую посетила комиссия была Великобритания. Здесь на фирме «Виккерс-Амстронг» было преобретено 20 танкеток Carden-Loyd Mk.VI и 15 танков Mk А (в советских документах «ВКЛ» и «В-26» соответственно).

  В августе 1930 года одна или две танкетки, вместе с комплектом документации, поступили на 2-ой завод ВАТО. По заданию УММ РККА завод должен был модернизировать английскую машину и подготовить к её серийному производству. Для этой цели на заводе создали конструкторскую группу во главе с Н.Н. Козыревым.

  Специалисты НАМИ прорабатывали возможность установки на танкетке двигателя Форд-АА вместо Форд-Т, который стоял на Carden-Loyd Mk.VI. Поскольку автозавод в Нижнем Новгороде ещё только строился и двигателей Форд-АА не производил, планировалось в 1930-1932 годах закупить 690 таких моторов.

  13 августа 1930 года на заседании РВС СССР 2-ой завод ВАТО был окончательно определён головным по производству танкеток «ВКЛ». В том же месяце в ОКМО завода «Большевик» с участием группы Н.Н. Козырева состоялось рассмотрение вариантов доработки танкетки «ВКЛ» в соответствии с требованиями УММ РККА и, в частности, возможного перевода её на колёсно-гусеничный ход. Одновременно было принято решение о продолжении работ над танкеткой Т-25, но уже в гусеничном варианте и по образу танкетки «ВКЛ», которую с этого момента начали именовать как В-25 или К-25 («В» - от «Виккерс», «К» - от «Карден-Лойд»). Таким образом, несмотря на частичное сохранение индекса Т-25, речь шла уже о совершенно другой машине.


К-25
Схема компоновки танкетки К-25

  Первый опытный образец К-25 с двигателем «Форд-АА» и корпусом из простой стали изготовили 3 ноября 1930 года. При проведении испытаний, чтобы сэкономить время, гусеницы и ведущие колёса на неё переставили с английской машины. Однако результат испытаний оказался неутешительным — двигатель перегревался, запас хода был недостаточным из-за малой ёмкости топливного бака. Кроме того, предполагавшееся бронирование в 4-7 мм. признали недостаточным.


Т-27
Один из первых образцов танкетки Т-27

  В начале 1931 года на 2-ом заводе ВАТО изготовили второй опытный образец с новым корпусом и ходовой частью, усиленным бронированием и увеличенными габаритами. В таком виде танкетку приняли на вооружение Красной Армиипостановлением РВС СССР от 13 февраля 1931 года под обозначением Т-27, несмотря на то, что государственные испытания машины не были завершены.

  Компоновка Т-27 характеризовалась совмещением отделения управления с боевым и моторным. Сиденье механика-водителя размещалось слева, а стрелка (он же командир) — справа от двигателя, расположенного посередине корпуса. Для тепловой изоляции и предохранения членов экипажа от ожогов двигатель накрывался кожухом из двух металлических листов с воздушной прослойкой между ними. За сиденьем стрелка на двух кронштейнах размещалась аккумуляторная батарея.

  В отделении управления перед механиком-водителем устанавливались рычаг поворота и педальный вал, на котором монтировались педали сцепления, ножного тормоза и акселератора. Между ногами находился рычаг переключения передач. Внизу под левой рукой располагался рычаг тросового привода заслонок радиатора, находившихся в кормовой части корпуса. За спиной устанавливался ящик для инструмента и запасных частей. Ещё два ящика для запчастей крепились снаружи машины.


Т-27

  Корпус танкетки собирался и катаных броневых листов толщиной 4, 6 и 10 мм. на каркасе из уголков с помощью болтов и заклёпок. На машинах последнего года выпуска соединение бронелистов производилось сваркой и лишь частично болтами и заклёпками. Все швы у днища и по бортам на высоту 400 мм. имели холщовую прокладку на сурике, которая обеспечивала водонепроницаемость корпуса при преодолении водных преград. В верхнем лобовом листе имелся люк для доступа к тормозным валикам, закрывавшийся броневой крышкой с гайками на специальных шпильках. На машинах раннего выпуска к верхнему и нижнему лобовым листам болтами крепился кожух, закрывавший выступающую часть картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился заклёпками и снимался только вместе с обоими листами. В наклонной крыше трансмиссионного отделения имелся люк с броневой крышкой на петлях, который обеспецивал доступ к коробке передач и приводам управления. На машинах первого выпуска с правой стороны имелось специальное отверствие для крепления пулумётной установки.

  В переднем щитке со стороны механика-водителя находилась смотровая щель, использовавшаяся при вождении машины в боевой обстановке, когда крышка люка была закрыта. Со стороны стрелка (командира) имелось отверствие, закрывавшееся тремя 10-мм. Бронещитками пулемётной установки. Подвижный щиток крепился к седлу пулемёта и перемещался вместе с ним. Два неподвижных щитка прикрывали его с боков и фиксировались с помощью уголков к крыше трансмиссионного отделения и к переднему щитку. В неподвижных щитках для наблюдения за полем боя предусматривались узкие горизонтальные щели. Сверху к колпаку люка на болтах устанавливался броневой козырёк толщиной 6 мм. На бортовых листах корпуса с наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами со стороны кормы. Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались двумя болтами.

  В верхней части бортовых листов корпуса имелись смотровые щели с броневыми заслонками, а в нижнем — круглое отверстие для прохода задней трубчатой оси.

  Люки механика-водителя, стрелка и доступа к двигателю закрывались откидными колпаками. Петли колпаков приклёпывались к листу над радиатором и имели специальные упоры, на которые ложились колпаки при открывании. Последние с внутренней стороны снабжались подпружиненными крючками, обеспечивавшими их закрытие в полном или приоткрытом положении. Для удобства открытия с внутренней стороны колпаков приклёпывались ручки. На машинах поздних выпусков в колпаках люков членов экипажа сделали специальные лючки, закрывавшиеся броневыми заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части, стрелка — в крыше и кормовой части. В колпаке люка над двигателем был сделан прямоугольный лючок для доступа к заливной горловине топливного бака. Перед колпаком силовой установки для доступа воздуха к радиатору системы охлаждения предусмотрели отверстие, закрывавшиеся броневым козырьком. В кормовом листе корпуса перед радиатором находились специальные дверки, управлявшиеся с места механика-водителя. На танкетках последних выпусков вместо дверок устанавливался специальный броневой кожух с направленным вниз отверстием.

  Днище корпуса сваривалось из нескольких листов и имео посередине корытообразное углубление. Для слива масла из картера двигателя и коробки передач в днище сделали два отверстия, закрывавшиеся резьбовыми крышками.

  Для буксировки к крыше трансмиссионного отделения приклёпывалась специальная петля, а в кормовой части корпуса — буксирная рама с петлёй.

  Вооружение танкетки состояло из 7,62-мм. пулемёта ДТ, боекомплект которого включал 2520 патронов. Для стрельбы использовался штатный механический прицел пулемёта. На машинах первого года выпуска пулемёт устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемёта. Горизонтальный поворот пулемёта осуществлялся за счёт вращения вилки крепления пулемёта в лафете. На танкетках последующих выпусков пулемёт устанавливался в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.

  Особенностью танкетки Т-27 стала схема размещения и подачи боекомплекта. 40 пулемётных дисков находились в бортовых коробках корпуса. Укладка дисков могла производиться по двум вариантам. В первом случае диски укладывались в два ряда по 10 штук в механизме подачи каждой коробки. Подача дисков производилачь с помощью маховичка и катушки тросового привода. При укладке по второму варианту диски в количестве 14 штук располагались в специальных подвижных стеллажах в два ряда. При этом общее количество перевозимых на машине дисков составляло 28 штук (1964 патрона).

  Двигатель устанавливался маховиком вперёд вдоль продольной оси корпуса в средней его части. Двигатель запускался электростартером или заводной рукояткой. Подача бензина осуществлялась самотёком. В систему охлаждения входили термосифонный центробежный насос, четырёхлопастной вентилятор с ременным приводом от коленчатого вала и радиатор с паровоздушным клапаном. Глушитель системы выпуска располагался снаружи под левой коробкой патронных магазинов. С выпускной трубой двигателя он соединялся коленчатой трубой, обёрнутой асбестом. На танкетках устанавливались два типа глушителей: собранный на болтах и сварной. Оба были взаимозаменяемы.


Т-27

  Трансмиссия, заимствованная у Форд-АА (ГАЗ-АА), состояла из сцепления, коробки передач, карданной и главной передач, простого конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота).

  Ходовая часть состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три балансирные тележки, установленные на продольной балке, поддерживающего бруса (деревянного со стальной оковкой), ведущего колеса переднего расположения с несъёмным зубчатым венцом и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы.

  Средства внешней и внутренней связи на машине отсутствовали. Связь между отдельными машинами в подразделении поддерживалась с помощью сигнальных флажков.


Т-27

  Серийное производство танкетки Т-27 началось в 1931 году. Первые 45 машин выпустил завод «Большевик», а в последующем производство продолжалось на 2-ом заводе ВАТО (с 1932 года — завод №37 имени Г.К. Орджоникидзе) и в кузовном цехе ГАЗ. Сборкой корпусов занимался завод КЭС (Крекинг-электровозостроительный) в Подольске, который получал броневой лист с Ижорского завода.


Т-27
Танкетка Т-27 в стандартной окраске, принятой в Красной Армии в 1930-е года

  Всего было сдано армии 3297 танкетки. К 1933 году из них в танковых войсках РККА было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Выпуск Т-27, в отличие от выпуска других танков в то время, не сопровождался большими сложностями, поскольку танкетка была очень технологична (широко использовались автомобильные агрегаты).


Производство танкеток Т-27
Завод-изготовитель1931 год1932 год1933 год1934 годИтого
Большевик4545
2-ой завод ВАТО3031610919142846
ГАЗ83323406
Всего34816931242143297

  Боевое крещение танкетки Т-27 получили в Средней Азии в боях с басмачами. В Туркмении дислоцировались 3-я Туркменская стрелковая, 1-я Туркестанская и Туркменская горнострелковые и 18-я Туркменская горнокавалерийская дивизии. В составе этих соединений входили танковые роты и бронеэскадрон, на вооружении которых состояли танкетки Т-27. В середине 1930-х годов в Среднеазиатском военном округе был сформирован лёгкотанковый полк, оснащённый лёгкими танками Т-26 и танкетками Т-27.


Т-27
Т-27
Т-27 в Монгольской народно-революционной армии

  В 1933 году состоялась экспортная поставка танкеток Т-27 в Монголию. К этому времени в Монгольской народно-революционной армии был сформирован отдельный бронетанковый полк. На его вооружение и поступили поставленные из Советского Союза 10 танкеток Т-27. Но в конфликте у реки Халхин-Гол эти машины не участвовали. Не было их и в составе 57-го Особого корпуса (с 19 июня 1939 года - 1-ая армейская группа).


Т-27
Танкетка Т-27 в зимней окраске, советско-финская война, март 1940 года

  Нашлось дело танкеткам Т-27 и в советско-финской войне. К её началу большинство из них было передано в стрелковые соединения, где они использовались в качестве тягачей и транспортёров для подвоза боеприпасов. Однако техническое состояние этих машин, как правило, остовляло желать лучшего, а проходимость в условиях зимней Карелии была практические нулевой. Тем не менее, во многих частях Т-27 справлялись с поставленными перед ними задачами, а в 14-ой армии привлекались и к патрулированию дорог.

  По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2558 танкеток Т-27, из них 188 находились на складах и рембазах. Среднего ремонта требовали 584 машины, капитального — 840. Иправные танкетки применяли в качестве артиллерийских тягачей для 45-мм противотанковых пушек, а в основном — как учебные машины для подготовки механиков-водителей.

  Все танкетки, находившиеся в приграничных военных округах (1087 единиц), были потеряны в первые же дни Великой Отечественной войны. Причём в основном так и не покинув расположения воинских частей. Их попросту бросили в парках как не имеющие никакой боевой ценности.


Т-27
Танкетка Т-27 — трофей венгерской армии, 1943 год

  Захваченные трофейные танкетки, использовались Вермахтом, Румынией и Венгрией

  Известно лишь несколько эпизодов о боевом применении танкеток Т-27 в годы войны. В 1941-1942 годах их использовали войска Карельского фронта, в частности, в уже упоминавшейся 14-ой армии. На 1 мач 1942 года в составе танковой роты батальона охраны штаба этой армии имелось 23 танкетки Т-27. В октябре 1941 года в составе 1-го полка народного ополчения, участвовавшего в обороне Харькова, также имелось несколько танкеток Т-27. Во время битвы за Москву 1 декабря 1941 года несколько танкеток Т-27 поддерживали атаку одного из батальонов 71-ой отдельной морской стрелковой бригады в районе Яхромы.

  Несколько сот Т-27 в годы войны применялись в качестве учебных машин в организациях ОСОАВИАХИМа для подготовки шофёров и трактористов.

  Довольно значительное количество танкеток Т-27 сохранялось в частях Красной Армии на Дальнем Востоке. Так, в войсках Дальневосточного фронта на 1 сентября 1940 года имелось 264 танкетки Т-27. На 5 августа 1945 года в составе 1-го Дальневосточного фронта числилось 52 танкетки, 2-го Дальневосточного — 56 и Забайкальского — 97. Большая их часть находились на складах. Данных об участии танкеток Т-27 в боевых действиях против японских войск в 1945 году не имеется.


    Тактико-технические характеристики:

  Вооружение пулемёт ДТ, калибр 7,62 мм.

  Запас патронов 2520 патронов (40 магазинов) или 1764 патрона (28 магазинов)

  Боевая масса 2,7 т.

  Экипаж 2 чел.

  Броня 4-10 мм.

  Длина 2600 мм.

  Ширина 1825 мм.

  Высота 1441 мм.

  Удельное давление на грунт 0,7 кг/см²

  Скорость по шоссе 42 км/час

  Запас хода по шоссе 110 км.

  Преодоллеваемые препятствия:

    подъём 30 град.

    ширина рва 1,2 м.

    высота стенки 0,5 м.

    глубина брода 0,5 м.

    Двигатель Форд-АА (ГАЗ-А): бензиновый, карбюраторный, 4-тактный, рядный, жидкостного охлаждения

  Число цилиндров 4

  Рабочий объём 3285 см³

  Максимальная мощность 40 л.с. при 2200 об/мин

  Максимальный крутящий момент 165 Н*м при 1200 об/мин

  Карбюратор Форд-Зенит

  Электрооборудование 6 В

  Сцепление однодисковое, сухое

  Коробка передач 3-ступенчатая, механическая

  Подвеска блокированная полужёсткая

  Гусеницы мелкозвенчатые, ширина 150 мм.

  Запас топлива 42 л.


Т-27

Т-27

  В процессе серийного производства предпринимались попытки усовершенствовать конструкцию танкетки Т-27.

  Осенью 1932 года представитель Управления начальника вооружения РККА инженер П.Л. Кожевников разработал для танкетки Т-27 гидромеханическую трансмиссию, которая так и осталась на бумаге.

  В это же время по инициативе СКБ завода «Компрессор» под руководством К. Лебедева проводились опытные работы по установке на Т-27 грязевых щитков над гусеницами, креплению шанцевого инструмента и установке специального фильтра для предотвращения отравления танкистов парами бензина и выхлопными газами.

  Танкетка Т-27 использовалась в качестве опытной машины при испытаниях специального защитного ограждения от нападения собак-подрывников. Оно состояло из четырёх металлических сеток из 1-мм проволоки, находившихся под напряжением и предатвращавших запрыгивание или подползание под танкетку собак со взрывчаткой. Сеть крепилась на танкетку и питалась от её электросети.

  В ноябре 1931 года на заводе «Большевик» совместно с КБ ОАТ был разработан проект установки в танкетку Т-27 20-мм автоматической пушки образца 1930 года вместо пулемёта ДТ. Угол горизонтального наведения пушки составлял 10°, угол возвышения — +15°. Темп стрельбы — 130-135 выстр/мин, табличная дальность стрельбы — 2000 м. Питание — магазинное, из обойм по 20 выстрелов в каждой. В боекомплект входили осколочные и бронебойные снаряды с начальной скоростью соответственно 845 и 815 м/с. Проект этой противотанковой танкетки не был реализован в металле по причине снятия этой пушки с производства и вооружения.

  Малая масса и габариты танкетки Т-27 оказались привлекательными для использования её в составе воздушныйх десантов. В 1932 году изготовили образец системы ПД-Т для сброса её с парашютом. Поскольку масса танкетки значительно превышала предельно допустимую нагрузку бомбардировщика ТБ-1, её облегчили на 344 кг., сняв всё, что можно, и даже слив воду из системы охлаждения. Самолёт тоже пришлось облегчить. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытывали а НИИ ВВС. Она стала прообразом большого количества подобных устройств, предназначенных для десантирования лёгких танков, бронемашин и автомобилей.


Т-27

  В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-1 и ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал инженер А.Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.


Т-27
Подвеска танкетки Т-27 к тяжёлому бомбардировщику ТБ-3 с помощью приспособления, предложенного А.Ф. Кравцевым

  В 1932 году КБ УММ под руководством Н.И. Дыренкова совместно со 2-ым заводом ВАТО на базе Т-27 была спроектирована танкетка Д-44 с вращающейся башней и улучшенной подвеской.


ОТ-27
Опытная огнемётная танкетка ОТ-27

  Опытная огнемётная танкетка ОТ-27 на базе Т-27 была разработана в 1930 году в инициативном порядке Г.К. Кратировым, в мае 1931 года начато производство первой машины, всего изготовлено 12. Вооружены пулемётом ДТ и ранцевым огнемётом с двумя 16-литровыми баками для огневой смеси. В результате испытаний установлено, что 32 литров огневой смеси хватает на 24-26 выстрелов, дальность выстрела 24-28 метров в зависимости от метеоусловий.


ХТ-27 (БХМ-4)
Огнемётная (химическая) танкетка ХТ-27 (БХМ-4)

  ХТ-27 (БХМ-4) — огнемётная (химическая) танкетка образца 1932 года, с огнемётом КС-1 (пулемёт ДТ демонтирован, вместо него стрелка вооружали автоматической винтовкой). Максимальная дальность огнеметания 25 м. Выпускалась в 1932-1933 годах на 2-ом заводе ВАТО в количестве 187 шт. Первый огнемётный танк в РККА. Вооружение — огнемёт. На 1 июня 1941 года в войсках ещё оставались 33 огнемётные танкетки.


Т-27М-1
Первый вариант САУ Т-27М (Т-27С)

  Т-27М (Т-27С) — опытный вариант САУ с 37-мм пушкой Гочкиса. Разработан в 1931 году под руководством начальника танкового отдела завода «Большевик» К.К. Сиркена. САУ проходила испытания в апреле-мае 1932 года, отличалась от танкетки т-27 несколько изменёнными бронекорпусом и ходовой частью. В бронекорпусе машины справа была установлена 37-мм пушка Гочкиса, над пушкой в автономной установке размещался пулемёт ДТ (в результате, масса увеличилась до 2920 кг.). Для перевозки боекомплекта использовался небольшой гусеничный прицеп. Ходовая часть машины применительно к одному борту состояла из трёх тележек с двумя обрезиненными опорными катками в каждой. Передняя тележка — балансирная, с осью в раме гусеничного движителя. Две задних тележки объединялись рессорой в каретку, которая крепилась к поперечной трубе. Два обрезиненных поддерживающих катка малого диаметра подвешивались на листовой рессоре.

  Машина имела дублированные органы управления с места командира. Броневая защита и характеристики подвижности остались такими же, как и у базовой машины.

  В процессе испытаний, проводившихся на НИБТПолигоне, были выявлены многочисленные недостатки, в частности: частое соскакивание гусениц, невозможность использования прицела пушки для стрельбы из пулемета, тугой поворот пушки вследствие заедания цапфенных гнёзд, недоработанность боеукладки, сильный перегрев двигателя (Максимальная длительность движения - 15 мин., после чего закипала вода в радиаторе. После снятия бронекожуха выходного отверстия в корме, длительность движения выросла до 30-40 мин., при этом температура поднималась до 93-95 град., что тоже признали неприемлимым), не достаточно эффективное торможение на скоростном спуске, затрудненное управление движением с места командира.

  Максимальная скорость движения по шоссе составила 25-30 км/час. На первой скорости преодолела подъём 25 град. длиной 20 м.


Т-27М-1
Второй вариант САУ Т-27М (Т-27С)

  Второй образец САУ Т-27М (Т-27С) отличался от первого наличием только пушечного вооружения и конструкцией ходовой части. В связи с отсутствием пулемёта над пушкой увеличилась высота линии огня и, соответственно, угол склонения. Ходовая часть имела полужесткую подвеску с листовыми рессорами в качестве упругого элемента. Со стороны каждого борта устанавливались четыре обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно в две каретки, оси которых закреплялись в раме движителя. По сравнению с опорными катками Т-27, катки самоходной установки имели увеличенный диаметр. Направляющее колесо было приподнято. Кроме того, с каждого борта имелось по два обрезиненных неподрессоренных поддерживающих катка.

  Был изготовлен опытный образец этой самоходной установки, но ему оказались присущи многие недостатки предыдущей машины, главным из которых был перегрев двигателя.Но, были ещё и: малый боезапас в корпусе, и наверное спадание гусениц, и тугой поворот пушки в цапфенных гнёздах. Дальнейшие работы по этим установкам прекратили.


СУ-3
Самоходная установка СУ-3 с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского

  Самоходная установка СУ-3 с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского была разработана в 1933 году на заводе №7, в том же году изготовили её опытный образец. Пушка Курчевского устанавливалась вместо штатного пулемета ДТ у правого борта машины и имела горизонтальный угол наведения 5°, а вертикальный — от -1° до +5°. Начальная скорость снаряда составляла 300 м/с. Боекомплект — 30 выстрелов. Пушка снабжалась механизмом автоматического перезаряжания. Все её части, кроме сопла и лотка, защищались 6- и 9-мм броней. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть установки остались без изменений. С 15 по 25 апреля 1933 года СУ-3 испытали на полигоне ВАММ имени Сталина в Кунцево. Во время испытаний произошёл разрыв ствола, в результате взрыва погиб производивший стрельбу испытатель А.Я.Нейланд. После ремонта на заводе № 8 в Подлипках СУ-3 демонстрировалась начальству на химическом полигоне в Кузьминках.


КТ-27 (СУ-76)
Самоходная артиллерийская установка с 76-мм полковой пушкой КТ-27 (СУ-76)

  КТ-27 (СУ-76) — самоходная артиллерийская установка с 76-мм полковой пушкой для сопровождения конных и моторизованных соединений. Разработана в 1933-1934 годах в специальном конструкторском бюро Кировского («Красный Путиловец») завода под руководством И.А. Маханова. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчёт — на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от орудия. Выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект остановлен.


  В 1932 году в Центральной лаборатории проводной связи по заказу Управления связи и УММ РККА разработали телеуправляемую танкетку ТТ-27. В конце года выпустили опытную партию из пяти машин. В январе-феврале 1933 года они участвовали в тактических учениях ЛВО. От серийной машины Т-27 телетанкетка отличалась только размещением на ней телеаппаратуры, причем крайне неудачным. Поэтому дальнейшую работу над ТТ-27 признали нецелесообразной.


Танкетка снабжения ЗР
Танкетка снабжения ЗР

  Танкетка снабжения — опытная, разработана в 1932—1933 годах в НАТИ под руководством Н.И. Коротконожко. По бортам танкетки установлены два боковых кармана для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг.) и 24 снаряженных пулемётных дисков. В результате, масса машины в боевом положении увеличилась до 3,5 тонн, что отрицательно сказалось на её надёжности и проходимости. После испытаний, в 1934 году изготовлен модифицированный образец ЗР («зарядный ящик») для транспортировки в боковых карманах 32 патронных ящиков общей массой 680 кг. На вооружение не приняты.


Мостоукладчик
Мостоукладчик

Мостоукладчик
Мостоукладчик
Мостоукладчик

  Коллективом НИИИТ РККА был спроектирован и к 1935 году изготовлен опытный образец колейного однопролетного деревянного моста, установленного на танкетке Т-27. Государственные испытания моста прошли летом 1935 года под руководством инженера 1-го сектора НТО УНИ РККА Павлова и старшего инженера сектора Богачева. Основным назначением моста являлось преодоление танкеткой Т-27 горизонтальных препятствий (рвы, воронки, ручьи т.п.) шириной до 3,5-4 м. и вертикальных препятствий (стенки, эскарпы и т.п.) высотой до 1,5 м.

  Деревянный мост имел пролёт длиной 4,5 м. (вместе с опорной частью) и состоял из двух колей, связанных между собою рамой жёсткости. Каждая колея при виде в плане имела форму двустороннего раструба, образованного двумя изогнутыми в горизонтальной плоскости фермами: внутренней — высотой 200 мм. и наружной — высотой 300 мм. Такая форма колей должна была способствовать облегчению направления гусениц Т-27 на колеи моста для прохождения по нему. Ширина колеи в узком месте составляла 180 мм. на въезде — 320 мм. и на съезде — 280 мм. Фермы были соединены досками настила. Наружные фермы колей выступали над настилом, что исключало соскальзывание танкетки с моста при движении с боковым креном. Общий вес всего приспособления составлял 220 кг. Благодаря раструбообразной форме колей въезд Т-27 на мост, уложенный через препятствие, затруднений не представлял, и случаев промахов гусениц мимо колей не было. Конструкция моста была оценена как достаточно прочная, хотя при движении танкетки наблюдалась значительная вибрация.

  Серийно на предприятиях промышленности мосты для Т-27 не производились, однако на основании полученных на испытаниях результатов был выпущен комплект чертежей, позволяющий в случае необходимости изготавливать мосты силами воинских частей.


Т-27ПХ
Танкетка «подводного хождения» Т-27ПХ

Т-27ПХ
Т-27ПХ

  В СССР работы в направлении создания средств самостоятельного преодоления танками водных преград по дну с помощью оборудования подводного хождения развернулись по распоряжению наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова в 1933 году. Одной из первых боевых машин, оснащенной таким оборудованием, стала танкетка Т-27.

  Опытные работы по приспособлению Т-27 для подводного хождения были организованы в Белорусском военном округе в том же 1933 году. Накопленный опыт позволил сотрудникам НИАБТ полигона УММ РККА для проведения испытаний предоставить к 1934 году уже вполне доработанную конструкцию. Танкетка, оборудованная для подводного хождения, получила наименование Т-27ПХ (ПХ — подводного хождения).

  Дооборудование Т-27 для преодоления водных преград заключалось в герметизации корпуса и люков, организации подачи свежего воздуха для обеспечения жизнедеятельности экипажа, работы двигателя и отвода отработанных газов через специальные трубы, а также для предотвращения попадания отработанных газов, паров топлива и масла в обитаемые отделения машины. Кроме того, дополнительно на танкетке устанавливались винтовые стяжки с воротками для затягивания откидных колпаков люков механика-водителя и пулемётчика (командира машины), замок радиаторных дверец и шланги с клапанами для дыхания членов экипажа.

  Экипаж танкетки с помощью специалистов ремонтных подразделений производил герметизацию машины, в ходе которой также предусматривалась установка специальных агрегатов. Перед этим требовалось выполнить частичную разборку танкетки, которая подразумевала разъединение топливопроводов и тяг управления, электропроводов и снятие щитка, а также демонтаж колпаков люков механика-водителя, пулеметчика и топливного бака, самого топливного бака и установочной площадки, переднего угольника, кожуха дифференциала, крышек люков для осмотра поводков тормоза и трансмиссии, щитков гусениц, передних съёмных листов брони, радиаторных дверец. Надлежало также раскрыть дверцы ящиков патронных магазинов. Затем на танкетку вновь устанавливались (с использованием резиновых прокладок) передний вертикальный лист брони, задний съёмный лист, топливный бак, броневые колпаки люков механика-водителя и пулемётчика, колпак бензобака, задние радиаторные дверцы, кожух дифференциала, крышки люков для осмотра проводки тормоза и трансмиссии.

  Герметизация дверец ящиков патронных магазинов, заднего деревянного листа и переднего наклонного листа брони осуществлялась с помощью брезентовых прокладок. Смотровые щели закрывались заслонками с резиновыми прокладками. Для герметизации пулемёта ДТ и звукового сигнала использовались брезентовые чехлы, которые шились и устанавливались по месту. В чехол пулемёта (по месту) вшивалось смотровое целлулоидное окошко. Кроме того, канал ствола пулемета с внешней стороны закрывался резиновой пробкой, выталкиваемой (в случае надобности) пулемётчиком изнутри корпуса шомполом.

  Фары наружного освещения герметизировались путём установки их обечаек с защитными стеклами на сурик и хлопчатобумажные нити. Все выходы электропроводов также герметизировались с помощью хлопчатобумажной нити на сурике и резиновых прокладок.

  В ходе проведенных испытаний было установлено, что танкетка Т-27ПХ в целом соответствует предъявляемым требованиям (её характеристики остались на уровне базовой машины). С помощью оборудования для подводного хождения она могла уверенно преодолевать водные преграды по дну глубиной до 3 м. с пребыванием под водой в течение 30 мин.

  Допустимое время работы двигателя в полностью загерметезированной танкетке и с установленными воздухопитающей и выпускной трубами при движении на суше составляло 2 часа, что позволяло располагать пункт (район) герметизации на удалении до 40 км. от рубежа форсирования водной преграды. После форсирования водной преграды танкетка с установленным оборудованием для подводного вождения также могла двигаться на суше (вести боевые действия) в течение 2 часов.


МЗ-27
Минный заградитель МЗ-27

МЗ-27
МЗ-27
МЗ-27

  В 1934 году был создан опытный образец минного заградителя МЗ-27. Основным его назначением являлось устройство минных заграждений в зоне действия ружейно-пулемётного огня непосредственно перед танковой атакой противника. Минный заградитель отличался от серийной танкетки Т-27 установкой специального оборудования для раскладки противотанковых мин. Выдача мин производилась с помощью специального механизма, который состоял из барабана с тросом и якоря. При движении машины якорь сбрасывался на землю и цеплялся за грунт. При дальнейшем движении танкетки трос разматывался и вращал обойму с минами в барабане. Мины, уложенные в обойме, через выходное отверстие в барабане выпадали через него под действием собственной тяжести. Минирование могло производиться на любой скорости движения. Мины разбрасывались в один ряд с интервалом 0,9-1,1 м. Время минирования составляло 16-20 сек. Барабан изготавливался из 10-мм брони и устанавливался в кормовой части машины между патронными ящиками. В нём помещалось 170 специальных противотанковых мин весом в 1,9 кг. снаряжённых 0,3 или 0,9 кг. гексогена или тола. На снаряжение барабана уходило 4-5 мин.

  Для снаряжения барабана были разработаны мины специальной конструкции, незамысловато названные «мины Т-27». Мина Т-27 представляла собой литой металлический призматический корпус, накрываемый крышкой. Крышка в закрытом положении удерживалась специальными лапками. Учебные мины отличались от боевых тем, что для многократного использования на занятиях вместо лапок они имели с одной стороны шарниры. Свободное пространство внутри корпуса мины предназначалось для заполнения специальным лекальным зарядом гексогена или тола массой 0,3 или 0,9 кг. Учебные мины предполагалось снаряжать дымовыми шашками. Были проведены учения с использованием минного заградителя с учебными минами.

  Конструкция опытного минного заградителя МЗ-27 на базе танкетки Т-27 не получила дальнейшего развития. Однако опыт его проектирования, испытаний и эксплуатации был востребован при создании последующих машин аналогичного назначения и позволил выработать более совершенную методику их использования.


АСТ-27
Авиастартер АСТ-27

АСТ-27

  АСТ-27 (АС-Т-27 или АСТ) – специальная гусеничная машина авиастартера. Для этого на танкетку устанавливалась специальная ферменная конструкция со стрелой, высота которой могла варьироваться в зависимости от типа самолёта, выдвижной штангой и подножкой для более удобной работы обслуживающего персонала. Испытания АСТ-27 проводились в период с 10 января по 13 февраля 1939 года, где самоходный авиастартер использовался для пуска двигателей и буксировки самолётов И-15, И-16, У-2, Р-5, СБ и других. Затем были проведены войсковые испытания, которые прошли с 19 июля по 27 сентября 1939 года в войсковой части №9012 в Люберцах. В заключении военной комиссии было сказано, что АСТ-27 вполне оправдывает своё назначение и может быть принят на вооружение. По некоторым данным перед войной в авиастартеры было переоборудовано 20-25 танкеток.


Т-27Т
Тягач Т-27Т

Т-27Т

  Т-27Т – приспособлен для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Переоборудовались из линейных Т-27. Как правило, вооружение сохранялось, сверху приваривались поручни для перевозки расчёта. На 1 июня 1941 года было182 танкетки-тягача, некоторое количество переделано уже в ходе войны.


                Рейтинг@Mail.ru