История Прилукского завода ППО «Пожмашина»


  Прилукский завод ППО «Пожмашина» находится в поселке городского типа Ладан, в полутора десятках километров от города Прилуки Черниговской области Украины.

Датой основания предприятия считается 6 сентября 1928 года. За 10 лет на базе мелких мастерских было выстроено крупное производство. Первой продукцией стали фонари и огнетушители. Постепенно были освоены раздвижные трёхколенные лестницы, лестницы-штурмовки, а перед войной – изготовление автомобильных кузовов. Численность рабочих в конце 1930-х составляла на предприятии 1500 человек.

Сразу после начала Великой Отечественной войны завод эвакуируется за Урал в Челябинскую область г. Шадринск и посёлок Щучье (позже Щучанский завод противопожарного машиностроения, Курганская обл.), где было организовано производство сначала военной продукции, а затем и огнетушителей.


1946-1952 годы

По возвращении на Украину кроме огнетушителей завод освоил производство противопожарных автомобилей. Первым пожарным автомобилем, собранным здесь, стал автонасос упрощённой конструкции ПМГ-3 на шасси ГАЗ-ММ, документация на которой была разработана в Москве на Миусском заводе.

После создания специализированного конструкторского бюро №8 завод освоил пожарные автомобили ПМЗ-9М, ПМЗ-10М на шасси ЗИС-150. Чуть позднее добавился автомобиль аэродромной службы ПМЗ-15 на шасси ЗИС-151. Ежегодное производство пожарных машин превысило 600 шт.


1952-1959 годы

Создана первая пожарная автоцистерна ПМЗ-13 на полноприводном шасси ЗИС-151. Производятся автоцистерны ПМЗ-17 и автонасосы ПМЗ-18 с насосом ПН-30К с консольным рабочим колесом. Одновременно завод начал осваивать и непрофильную продукцию – молоковозы и водовозы.


1960-1970 годы

С началом освоения ЗИЛ-157К изготовлена первая партия автоцистерн для северных районов ПМЗ-42, разработана и освоена в производстве передвижная насосная станция ПНС-100(157К)-66 с насосом производительностью 100 л/с, а также пожарный автомобиль аэродромной службы АА-30(157К)-56А.

Одновременно завод переходит на производство пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130. В модельном ряду появилась новая автоцистерна АЦ-30(130)-63. Изготовлены пожарные автоцистерны АЦ-40(131)-137. В 1970-м экспортная программа пожарных машин охватывала уже 29 стран мира и активно использовалась в программе А/О «Автоэкспорт».


1970-1980 годы

В период застоя был освоен выпуск пожарного вездехода ВПЛ(71)-149 для тушения лесных пожаров на базе среднего гусеничного транспортёра-снегоболотохода ГТ-СМ (ГАЗ-71, позже ГАЗ-3403). Для аэродромных служб началось производство пожарного автомобиля аэродромной службы АА-60(543)-160, разработанного в ОКБ-8. В 1979 году производство пожарных машин составило 3135 шт.


1980-1990 годы

Освоен в производстве пожарный автомобиль порошкового тушения на шасси КАМАЗа АП-5(53213)-196. Изготовлена партия машин порошкового тушения на шасси плавающего сочленённо-гусеничного тягача ДТ-10П для труднопроходимых районов тайги и крайнего севера. Освоена в производстве автоцистерна АЦ-40(131С)-153А для северных районов. Создана рукавная машина АР-2(43105)-215. Освоена насосно-рукавная машина АНР-40(130)-127Б.

В 1988 году завод вступил в кооперацию с австрийским концерном "Rosenbauer". Изготовлен опытный образец автоцистерны АЦ-50/4(53211)-240 на шасси КАМАЗ-53211, австрийское обозначение TLF-7600. За отчётный 1989 год производство пожарных машин составило 3826 шт.


1990-2004 годы

Освоен выпуск порошкового автомобиля АП-4(43105)-222. В серийное производство попал центробежный насос НПЦ-40/100, комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400. Запущены в серийное производство пожарные автомобили на шасси «ГАЗели» АШ-6(32213)-275, АПП-4(2705)-276. Освоены углекислотные огнетушители ОУ-25, ОУ-40 и ОУ-80. Изготовлены опытные образцы установок порошкового тушения УППУ-250РС и УППУ-500РС с распределительными сетями. Изготовлены фермерские автомобили на шасси ЗИЛ и КАМАЗ. Освоены пеногенераторы ГПС-600. Изготовлен прицепной порошковый огнетушитель УППУ-250П.


2004-2008 годы

АЗ «Пожмашина» переименован в ГП Прилукский завод противопожарного и специального машиностроения «Пожспецмаш» и подчинён Министерству Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Разработаны, изготовлены опытные образцы и освоен серийный выпуск моделей техники: АЦ-40/4(43253)-247.01, АЦ-40/4(43118)-255, АЦ-40(43118)-269, АКТ-6/100(53229) модель 284, УПП-250-2, комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400 Р-А.


2008-2011 годы

18 декабря 2008 года создано ООО «Прилукский завод противопожарного и специального машиностроения «Пожспецмаш».

Разработаны и изготовлены опытные образцы целого ряда моделей техники. Автомобили экстренной быстрой медицинской помощи АЕШМБ-В-3/1(FIAT-DUCATO)-01, пожарные автоцистерны АЦ-40(53228)-264, АЦ-40(43114)-176, АЦ-40/4(631708)-281.


2012-2018 годы

Производство пожарной техники переориентировано на иностранные шасси, а также шасси автомобилей КрАЗ и МАЗ. Освоены в производстве АЦ-18(LPT-613)-411, АЦ-4-60(5401НЕ)-515К, АЦ-4-60(5309)-505М. Первой пожарной автолестницей на иностранном шасси стала АЛ-30(HD120)-512H, собрали её летом 2018 года, а впервые представили на праздновании 90-летия завода.


                Рейтинг@Mail.ru