Камский автомобильный завод
КАМАЗ


ПАО "КАМАЗ" (Камский автомобильный завод) — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года (КамАЗ). Также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие.

Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкирия) производятся автобусы.


Сегодня ПАО "КАМАЗ" представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения. В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк "Мастер". Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО "Нефтекамский автозавод" и ОАО "Туймазинский завод автобетоносмесителей" (Республика Башкортостан).

К концу 2010-х годов группа организаций "КАМАЗ" включала в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.

ПАО "КАМАЗ" имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с КАМАЗа. Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.


Команда "КАМАЗ-мастер" принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. КАМАЗы становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли "Дакар" (ранее "Париж—Дакар") 17 раз.


Название предприятия неоднократно менялось:

в 1969—1973 годах — оно именовалось "Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного завода" (пользовались двумя названиями в равной степени);

с 1973 года — "Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей";

с 1976 года — Производственное объединение "КамАЗ".

В августе 1990 года путём преобразования ПО "КамАЗ" Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года создано ОАО "КамАЗ".


Начиная с 1973 года "КамАЗ" владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак).

В документах предприятия и рекламных материалах обозначение "КамАЗ" не употребляется; в настоящее время как фирменное наименование используется капитализированная версия наименования — "КАМАЗ".


История КАМАЗ

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существовавшие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.


1968 год

В 1968 году приказом Минавтопрома на ЗИЛ была возложена задача по разработке семейства большегрузных автомобилей, а на Ярославский моторный завод - по созданию дизельных двигателей мощностью 150-200 л.с. Работа эта началась под руководством главных конструкторов А. Кригера и Г. Чернышева.

В декабре этого же года ярославские моторостроители изготовили и передали на ЗИЛ первый силовой агрегат.


1969 год

В мае 1969 года на участке Рыбинск-Углич прошёл первые испытания опытный образец автомобиля, ещё не носившего имя "КАМАЗ".

14 августа было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве в городе Набережные Челны Татарской АССР комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. По первоначальному проекту, он должен был производить 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизедьных двигателей в год.

26 сентября министр автомобильной промышленности А. Тарасов подписал приказ о наименовании нового автозавода Камским — КАМАЗ.

30 сентября генеральным директором КАМАЗа назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Л. Б. Васильев.

13 декабря машинист Михаил Носков вынул первый ковш грунта на площадке первого объекта КАМАЗа - базы стройиндустрии (БСИ). Эта дата признана официальным началом строительства КАМАЗа.

Памятный камень

1970 год

В январе правительство СССР Постановлением "О первоочередных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода" разрешило по опыту ВАЗа строить объекты, не дожидаясь разработки и утверждения технического проекта и смет.

В феврале-марте развернулось строительство теплоэлектроцентрали КАМАЗа, проложены первые рельсы железнодорожного пути ст. Круглое Поле - ст. Автозаводская. Приступили к работе первые группы специалистов ПромУКСа и ЖилУКСа.

В апреле создано управление главного конструктора КАМАЗа под руководством В. Баруна.

13 апреля начаты работы по строительству предприятия - первенца КАМАЗа - ремонтно-строительного завода (РИЗ).

В мае строители приступили к выемке грунта на площадке РИЗа.

В июне механизаторы Камгэсэнергостроя приступили к вертикальной планировке автосборочного завода.

В августе-сентябре в основание главного корпуса РИЗа уложены первые кубометры бетона. Начались земляные работы на площадке корпуса серого и ковкого чугуна (КСКЧ) литейного завода.


1971 год

В феврале отдел технического обучения КАМАЗа направил на стажировку в цехи Горьковского автозавода первых принятых на КАМАЗ рабочих.

17 февраля машинисты Н. Евграфов и А. Тимошенко вынули первый ковш грунта на площадке Нового города.

5 сентября установлена первая колонна на площадке прессово-рамного завода (ПРЗ), а 24 сентября - на площадке завода двигателей.

7 ноября на праздничной демонстрации в колонне камазовцев впервые прошёл автомобиль с маркой "КАМАЗ".

16 ноября состоялась первая профсоюзная конференция КАМАЗа, председателем завкома избран инженер И. Закирзянов.

3 декабря произошло заселение первого камазовского общежития в Новом городе.


1972 год

5 мая установлена первая колонна на площадке корпуса №1 кузнечного завода.

16 мая одобрен генеральный план строительства города Набережные Челны.

12 августа открыт построенный комсомольцами летний кинотеатр "Гренада".

В декабре подано тепло в главный корпус РИЗа, внутри идет подготовка к монтажу оборудования.

30 декабря совершил первый рейс - от поселка ЗЯБ до ДК "Энергетик" - камазовский трамвай.


1973 год

8 января на РИЗе рабочие А. Акиньшин, А. Морозов, И. Иванокевич, А. Киреев и В. Дедков смонтировали первый станок.

14 марта на РИЗе изготовлена первая деталь - опора задней рессоры автомобиля КАМАЗ.

30 июля вышел приказ по Минавтопрому об организации Камского автомеханического техникума.

29 сентября, накануне Дня машиностроителя, вышел первый номер заводской газеты "Рабочий КАМАЗа" (ныне "Вести КАМАЗа").

В ноябре рекомендован Госкомиссией к серийному производству дизельный двигатель, созданный на ЯМЗ, а в декабре - автомобиль КАМАЗ, разработанный конструкторами ЗИЛа и КАМАЗа.


1974 год

11 июля Государственной комиссией подписан акт о приемке в эксплуатацию первой очереди РИЗа.

28 ноября начат монтаж главного сборочного конвейера КАМАЗа.

10 декабря на кузнечном заводе приступили к изготовлению первой продукции - штамповой оснастки.

Ремонтно-инструментальный завод

1975 год

14 сентября на ПРЗ собрана первая рама из деталей, изготовленных в цехах КАМАЗа.

5 ноября в экспериментальном цехе корпуса цветного литья литейного завода бригада Ю. Яшкина произвела первую плавку металла.

6 ноября в пусконаладочном режиме линии собраны два первых моста автомобиля КАМАЗ.

4 декабря на заводе двигателей собран первый дизель-мотор. В сборке участвовали слесари МСР В. Новиков, Н. Мацаков, Н. Салахов, В. Сподынюк.

19 декабря на ПРЗ изготовлена первая кабина автомобиля КАМАЗ, а 25 декабря она передана на главный конвейер автосборочного завода.


1976 год

16 февраля с главного конвейера сошёл первый автомобиль - КАМАЗ-5320, собранный в наладочном режиме.

17 апреля в корпусе стального литья на действующей линии получена первая отливка.

10 августа на главном конвейере собран первый седельный тягач КАМАЗ-5410.

На Заинском заводе колёс выпущена первая продукция.

29 декабря Государственная комиссия подписала акт о приёмке в эксплуатацию первой очереди КАМАЗа.

16 февраля с главного конвейера сошёл первый автомобиль - КАМАЗ-5320

1977 год

15 апреля опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями большой группы наиболее отличившихся участников сооружения первой очереди КАМАЗа. Героями Социалистического Труда наряду с камгэсэнергостроевцами Н. Аглямовым, Р. Заляевым, В. Филимоновым и В. Фоменко стали генеральный директор "КАМАЗа" Л. Васильев и токарь РИЗа М. Исламгалеев.

КАМАЗ выполнил первый годовой план, выпустив 15 тыс. автомобилей. А в конце декабря с главного конвейера сошёл 22-тысячный большегруз.


1978 год

19 мая генеральный директор Л. Васильев подписал приказ об организации совхоза "КАМАЗ" - первого хозяйства агропромышленного комплекса автогиганта.


1979 год

17 апреля на литейном заводе состоялась первая плавка из 440 тонн металлолома, собранного школьниками города.

5 июня на ПРЗ изготовлена 100-тысячная кабина.

9 июня на заводе двигателей выпущен 100-тысячный силовой агрегат.

10 июня с главного конвейера сошёл 100-тысячный автомобиль КАМАЗ.

10 июня с главного конвейера сошёл 100-тысячный автомобиль КАМАЗ

1980 год

12-13 апреля в Набережных Челнах состоялся Всесоюзный конкурс молодых водителей на право работать на 150-тысячном КАМАЗе, сошедшем с главного конвейера.

15 мая открыт Камский политехнический институт.


1981 год

20 января собран первый полноприводный автомобиль KAMA3-4310.

16 февраля Госкомиссия приняла производственные мощности второй очереди КАМАЗа.

14 сентября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда начальнику Камгэсэнергостроя Е. Батенчуку, бригадирам строителей Н. Абдуллину, В. Мавликову, а также бригадиру наладчиков агрегатного завода КАМАЗа Н. Мальневу и бригадиру плавильщиков литейного завода Г. Боровикову. 1377 камазовцев награждены орденами и медалями.


1982 год

23 февраля заложен фундамент будущего завода запасных частей.

30 декабря смонтирован первый станок на строящемся заводе по ремонту двигателей (ЗРД).


1983 год

24 января открылся первый на КАМАЗе оздоровительный центр для трудящихся литейного завода.

6 июня пошли первые трамваи на автосборочный, агрегатный и прессово-рамный заводы.


1984 год

29 апреля с главного конвейера сошёл 500-тысячный автомобиль КАМАЗ.

27 декабря звание Героя Социалистического Труда присвоено бригадиру шлифовщиков ПРЗ З. Иманову.


1985 год

6 мая с главного конвейера сошёл 600-тысячный автомобиль.

17 декабря на строящемся заводе запасных частей смонтирован первый станок.


1986 год

11 февраля выпущена первая опытно-промышленная партия двухосных автомобилей.

10 декабря собран миллионный двигатель.

На площадях РИЗа созданы инструментальный и станкостроительный заводы.

30 декабря учреждено почетное звание "Заслуженный камазовец". Первые лауреаты - штамповщица Р. Александрова, формовщик Л. Веретенников, наладчик В. Воробьев, водитель В. Гарифуллин, старший мастер К. Кривоносов и другие.


1987 год

В мае в состав Камского комплекса вошёл Нефтекамский завод автосамосвалов (НефАЗ).

26 августа вышел приказ по КАМАЗу "О развитии производства легковых автомобилей (ПЛА)". Для ПЛА выделены производственные площади в сдаточном корпусе автосборочного завода.

21 декабря на линии по производству малолитражных автомобилей был выпущен первый ВАЗ-1111 "Ока".

ВАЗ-1111 "Ока"

1988 год

В августе КАМАЗ принял участие в Международной выставке-ярмарке в Пекине.


1990 год

25 июня подписано Постановление Совета Министров СССР о преобразовании производственного объединения в акционерное общество "КАМАЗ".


1992 год

13 октября за несколько туров до окончания чемпионата России футбольная команда "КАМАЗ" (гл. тренер В. Четверик) завоевала право выступать в высшей лиге.


1993 год

14 апреля в результате пожара вышел из строя завод двигателей.

15 апреля принято решение о развертывании сборки силовых агрегатов на заводе по ремонту двигателей. Главный сборочный конвейер продолжал работать.

17 апреля начался демонтаж поврежденного огнём оборудования на заводе двигателей.

24 апреля из ООО "Ремдизель" на главный конвейер поступили первые силовые агрегаты.

В конце апреля начались восстановительные работы на заводе двигателей.


1994 год

2 апреля собран первый после пожара двигатель КАМАЗ-7405.


1995 год

В июле в производственном корпусе "Турбодизель" начато производство модернизированных двигателей, соответствующих требованиям "Евро-1".

В октябре 3 модернизированных двигателя КАМАЗ-740.11-240, КАМАЗ-740.21-240 и КАМАЗ-740.20-260 получили международную сертификацию на соответствие требованиям "Евро-1".


1996 год

В январе первая победа команды "КАМАЗ-мастер" в самом престижном международном ралли-рейде "Париж - Дакар" (в том году называлась "Гранада Дакар").

Создан опытный образец самосвала КАМАЗ-6520 - базового автомобиля нового семейства.

В июле на заводе двигателей начался монтаж линии обработки блоков цилиндров фирмы "Хеккерт".

В ноябре возобновлена разработка семейства бронированных автомобилей на базе моделей KAMAЗ-43269.

Республика Татарстан вернулась к участию в управлении ОАО "КАМАЗ".

24 декабря состоялся торжественный пуск восстановленного после пожара сборочного конвейера завода двигателей.

КАМАЗ-49251


1997 год

В январе генеральным директором ОАО "КАМАЗ" назначен И. М. Костин.

В марте ОАО "КАМАЗ" вышло в мировое информационное пространство через Интернет.


1998 год

В июне Правительство Республики Татарстан предоставило КАМАЗу товарный кредит на сумму 115 млн. рублей для пополнения оборотных средств. Благодаря этому кредиту в сентябре КАМАЗ возобновил работу.

В ноябре КАМАЗ приступил к выполнению первого заказа на новый самосвал КАМАЗ-65115.


1999 год

В мае первый двигатель КАМАЗ мощностью 260 л.с. прошёл сертификационные испытания по требованиям стандартов "Евро-2".

В ноябре изготовлен первый образец нового колёсного трактора КТ-240 К.


2000 год

Сертифицированы базовые модели нового семейства двигателей КАМАЗ на соответствие экологическим требованиям "Евро-2".

В мае открыто первое сборочное производство автомобилей КАМАЗ за рубежом: на производственной базе эфиопского дистрибьютора КАМАЗа - фирмы "Месфин".

Впервые с начала нового подъёма КАМАЗа за месяц выпущено товарной продукции более чем на 1 миллиард рублей.

В июне в Научно-техническом центре КАМАЗа проведены стендовые испытания нового газового двигателя.

КАМАЗ впервые признан лучшим российским экспортёром по автомобилестроению по итогам 1999 года. В последующие годы звание лучшего экспортёра будет присуждено компании ещё четырежды.


2001 год

В апреле Совет директоров ОАО "КАМАЗ" утвердил новую структуру управления компанией. На базе заводов- дочерних обществ сформированы крупные бизнес-единицы по продуктовому принципу.

КАМАЗу вручен сертификат соответствия системы качества международным стандартам ИСО-9001:2000.

В июне КАМАЗ подписал меморандум с японскими фирмами на поставку современных автоматических линий и обрабатывающих центров на заводе двигателей.

КАМАЗ приступил к изготовлению опытных партий новых автомобилей тяжёлого класса с двигателями "Евро-1" и "Евро-2".

В ноябре КАМАЗу вручена золотая медаль "Пальмовая ветвь мира".

В декабре ОАО "КАМАЗ" полностью реструктурировало долг перед ЕБРР.


2002 год

В апреле генеральным директором ОАО "КАМАЗ" назначен Сергей Анатольевич Когогин.

Началась реализация новой стратегии продаж ОАО "КАМАЗ", основанной на реализации продукции только за денежные средства. При этом компания увеличила гарантийный срок эксплуатации новых моделей до полутора лет, а ресурс их основных узлов и агрегатов - до 500 тысяч километров пробега.

КАМАЗ изготовил первую опытную партию колёсных тракторов КТ-240 К собственного производства.

В мае на Международной выставке "КомТранс-2002" в номинации "Лучший российский грузовик года" новому камазовскому самосвалу тяжёлого класса модели КАМАЗ-6520 было присуждено первое место.

В сентябре КАМАЗ вошёл в Ассоциацию автомобильной промышленности России.

В декабре на ЗМА состоялся запуск автоматического окрасочного комплекса "Durr".

КАМАЗ начал продажу грузовиков по новой схеме - "лизинг от производителя".

КАМАЗ увеличил долю продаж на российском рынке с 28% до 36%.

КАМАЗ-6520

2003 год

Выпущено свыше 1,7 млн. грузовых автомобилей и 2,3 млн. двигателей.

Освоено производство среднетоннажных грузовиков грузоподъёмностью 3-5 тонн.

Сертифицирован первый газовый двигатель КАМАЗ, соответствующий экологическим требованиям "Евро-2".

Сертифицирован двигатель, соответствующий экологическим требованиям "Евро-3", созданный совместно с "RABA-motor" для автомобиля КАМАЗ-6520.

Начат выпуск энергосиловых установок мощностью 100 кВт на базе дизельных двигателей КАМАЗ.

Изготовлены опытные образцы полноприводных седельных тягачей КАМАЗ-65226 полной массой 97 тонн при допустимой нагрузке на седельно-сцепное устройство 27 тонн.

Начато производство и продажи российских магистральных тягачей КАМАЗ-5460, оснащенных двигателем "Евро-2", предназначенных для европейских маршрутов.


2004 год

Создано сборочное производство автомобилей КАМАЗ во Вьетнаме.

Впервые в истории отечественного автопрома КАМАЗ дебютировал на престижном Международном автосалоне IAA-2004 в г. Ганновере (Германия).


2005 год

Контрольный пакет акций ОАО "ЗМА" был передан группе "Северсталь-Авто".

Было создано АО "КАМАЗ-Инжиниринг" — совместное казахстанско-российское предприятие по сборке автомобильной техники КАМАЗ для внутреннего рынка Казахстана.


2006 год

Команда "КАМАЗ-мастер" победила во внедорожных ралли "Дакар" в седьмой раз (пятый раз подряд).

За повышение качества производства ОАО "КАМАЗ" (новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам "Евро-3") — единственный из представителей машиностроительной области, получил Премию правительства РФ в области качества.


2008 год

Создан машиностроительный образовательный кластер "КАМАЗ-КГТУ" (КАИ) — совместный проект ОАО "КАМАЗ" и КГТУ им. А.Н. Туполева, направленный на подготовку технических кадров для КАМАЗа.


2009 год

Создано совместное предприятие с Daimler AG.


2010 год

Завод приступил к выпуску сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники под торговой маркой CNH (Case New Holland), принадлежащая FIAT Group, — один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной и строительной техники). Согласно соглашению между ОАО "КАМАЗ" и CNH, образованное совместное предприятие "Си-Эн-Эйч-КамАЗ Индустрия" (CNH-KAMAZ Industrial BV) должно выпускать до 4000 единиц техники в год, включая семейство комбайнов с двигателями мощностью 300 л.с., два вида тракторов с двигателями мощностью 300—535 л.с. и строительную технику.


2011 год

В сентябре ОАО "КАМАЗ" и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo.

В ноябре ОАО "КАМАЗ" подтвердило уровень "Пять звёзд" в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества по модели EFQM "Признанное совершенство".


2012 год

15 февраля с конвейера сошёл 2-миллионный грузовик. Юбилейной машиной стала модель — КАМАЗ-6522.

В июне Daimler Trucks и ОАО "КАМАЗ" подписали лицензионное соглашение, направленное на укрепление сотрудничества в области производства кабин. По этому соглашению "Mерседес-Бенц" предоставит "КАМАЗу" технологию производства кабин Axor для среднетяжёлых грузовых автомобилей, которые российская компания будет устанавливать на свои автомобили нового поколения.

На территории Ремонтно-инструментального завода начат демонтаж корпусов производства ремонтного литья (ПРЛ).


2013 год

В марте ОАО "КАМАЗ" и концерн Palfinger AG подписали Соглашение о сотрудничестве.

16 октября было собрано 10-тысячное автобусное шасси.

30 октября на заседании Совета директоров ОАО "КАМАЗ" было объявлено о том, что КАМАЗ завершает прошлые договорённости по сделке с CNH Global NV в рамках стратегии избавления от непрофильных активов.

В декабре начался серийный выпуск магистрального тягача КАМАЗ-5490 — флагмана нового модельного ряда КАМАЗа.

КАМАЗ-5490

2014 год

19 августа КАМАЗ подписал Соглашения с Palfinger AG (Австрия) о создании двух совместных предприятий: нового производства гидравлических и телескопических цилиндров и монтажного центра.

В октябре из состава акционеров вышел Европейский банк реконструкции и развития.


2015 год

КАМАЗ представил электробусы, разработанные в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro.

22 апреля состоялось торжественное открытие корпуса по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями.

В июне КАМАЗ приступил к первым тестовым испытаниям беспилотника, разработанного совместно с ОАО "ВИСТ Групп" и Cognitive Technologies.

26 июня в соответствии с решением Общего собрания акционеров компании Открытое акционерное общество "КАМАЗ" было переименовано в Публичное акционерное общество "КАМАЗ".

В сентябре КАМАЗ представил на выставке "Комтранс-2015" концепт революционной кабины КАМАЗ-2020.

В этом же месяце ПАО "КАМАЗ" и HAWTAI Motor Group Co подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков КАМАЗ в Китае и легковых автомобилей HAWTAI в России.


2016 год

КАМАЗ начал строительство завода каркасов кабин для грузовиков поколения К5 в сотрудничестве с компанией Daimler.

16 ноября КАМАЗ объявил о заключении контракта, в соответствии с которым на Кубу будет поставлено более 2,4 тыс. машин, а также запасные части и сервисное оборудование.


2018 год

15 мая в день открытия Керченского моста, автомобиль завода был во главе первой колонны проехавшей по сооружению. За рулём машины был президент Российской Федерации В.В. Путин.

В августе КАМАЗ открыл в Джакарте (Индонезия) дочернюю компанию — PT. Kamaz trucks Indonesia. Компания основана совместно с индонезийской PT. Pusaka bumi transportasi (входит в Blue bird group) и Kamaz trucks Indonesia (совместное предприятие "КАМАЗ" и эмиратской Sirius general trading LLC).

На открытии Керченского моста за рулём КАМАЗ-65115 президент Российской Федерации В.В. Путин

2019 год

В конце мая началось производство кабин поколения К5 на новом заводе, построенном совместно с компанией Daimler. Уровень автоматизации на производстве достиг 80%, оставив для человеческого персонала функции контроля качества, укладки деталей на сборочную линию и логистических задач. Планируемый годовой объём производства — 55 тыс. (планируется достичь к 2024 году). Кабины будут производиться для пяти типов грузовиков и самосвалов.

15 ноября компания Daimler AG передала 15% акций ПАО "КАМАЗ" Daimler Truck AG.


                Рейтинг@Mail.ru