Я-НАТИ-12Д


Я-НАТИ-12Д


Я-НАТИ-12Д


Я-НАТИ-12Д

  В 1930 году НАТИ получило задание разработать семейство большегрузных автомобилей для внедрения в производство на Ярославском автозаводе и для будущего Самарского автозавода. В семейство входили различные грузовики, тягач и автобусы, все они были унифицированы друг с другом. Из 10 задуманных проектом машин сделали только 5. Один из них был Я-НАТИ-12Д.

В середине 1933 года, вслед за двумя автомобилями Я-7 и Я-7Д, Ярославский автозавод сделал седельный тягач Я-12Д. Из всего семейства Я-НАТИ именно на него были брошены главные силы завода. Полуприцеп для Я-12Д взяли американский Lapeer-Houlmore. Тягач был оснащен демультипликатором, разработанным в самом НАТИ, а также новеньким мотором Hercules YXC-3, который выдавал на 2 лошадиные силы больше, чем YXC-2, стоявший на предыдущих моделях Я/ЯГ. Большинство систем (коробка передач, сцепление, системы смазки и охлаждения, карбюратор) были все-таки иностранного производства. Рессоры сделанные в НАТИ не выдержали нагрузки и пришлось взять их от трехосного ЯГ-10. От Я-7Д тягач также отличался увеличенным передаточным числом главной передачи, укороченной базой и несколько изменённой кабиной. При сцепке груженого полуприцепа в зимнее время на скользком покрытии наблюдалось буксование колес тягача и невозможность поднятия и захвата передка полуприцепа. Для осуществления сцепки в таких условиях, её необходимо было производить, по возможности, строго по прямой линии с небольшого разгона.

Автомобиль подвергся тщательным испытаниям и в качестве автополигона наматывал километры по дорогам Москвы. Выводы комиссии после испытаний тягача были полностью удовлетворительными. За исключением небольших доработок и укомплектования все поставленные задачи автомобиль выполнил, во многом даже превысив показатели тягачей иностранных марок.

Автомобиль был рекомендован к серийному производству, но никакого производства серийного не последовало. Причин было много. Во-первых, завод не мог выпускать такие автомобили, так как он просто технически не был приспособлен под это, Я-12Д был на тот момент слишком современным и сложным. Во-вторых, отсутствие мощных двигателей Hercules не давало возможность делать даже мелкосерийную сборку, все двигатели шли на трехоску ЯГ-10, а больше двигатели завод не закупал ввиду дороговизны. В-третьих, не было инфраструктуры. Полуприцепы тогда ни один завод серийно не выпускал, а выпускать их ЯГАЗ самостоятельно был не в силах, нужна была помощь смежных заводов.

Единственный опытный тягач Я-12Д после испытаний весь год проработал в тяжелых условиях эксплуатации московского "Метростроя", дальше его судьба неизвестна.


                Рейтинг@Mail.ru