Урал-375П "Поплавок"


Урал-375П
Общий вид автомобиля Урал-375П в транспортном положении, 1975 год

Урал-375П
Вид автомобиля Урал-375П сзади

Урал-375П
Опытный автомобиль Урал-375П перед погружением

Урал-375П
Урал-375П на плаву

Урал-375П
Урал-375П выходит на мелководье

Урал-375П
При движении на плаву двигатель автомобиля полностью оказывался под водой

  В 1974 году в НАМИ под руководством Н.И. Коротошошко начались проектно-изыскательские работы по обеспечению плавучести автомобиля Урал-375. В основу проекта было положено условие применения герметизированного кузова.

Плавучесть автомобиля обеспечивалась применением съёмных и несъёмных поплавков, заполненных пенополиуретаном (пенопластом). Наполнение поплавков пенопластом обеспечивало сохранение плавучести поплавка при потере герметичности его оболочки. Кабину грузовика предполагалось оставить негерметизированной. Такое решение было выбрано исходя из экспериментальных работ, выполненных ранее на УралАЗе: заводские испытания плавающего грузовика Урал-379 показали, что герметизировать кабину сложно. Герметизированная кабина чувствительна к повреждениям, которые могут привести к аварийной потери плавучести. Кроме того, отказ от герметизации кабины позволял при изготовлении плавающих автомобилей использовать серийную кабину. Таким образом, сохранялись унификация с действующим производством и сохранение обычной комплектации грузовиков. От стандартного изделия кабина плавающего грузовика отличалась лишь наличием ряда отверстий для крепления грузов.

В связи с тем, что кабина оставалась негерметизированной, работа экипажа на плаву должна была проводиться в герметизированных костюмах. Для этого использовались лёгкие защитные прорезиненные костюмы Л-1 (штатное снаряжение личного состава вооруженных сил), состоящие из перчаток, куртки и брюк-сапог.

Плавающий Урал-375П оснащался дополнительным водоходным движителем-винтом. Для движения по воде могли использоваться только колёса или колёса совместно с гребным винтом. Расчёт гребного винта, выбор конструкции и размеров проводило конструкторское бюро «Винт». В итоге автомобиль получил гребной винт диаметром 55 см. с четырьмя лопастями. Его привод осуществлялся от первичного вала раздаточной коробки (взамен отбора мощности). Автомобиль был изготовлен в НАМИ в 1975 году, а в 1976-м прошёл испытания на плаву.

Испытания проводились на озере и реке Клязьме в районе Гороховца, Владимирская обл. В крыше опытного автомобиля сделали большой вырез, который закрывался брезентом при обычном движении. Поскольку сидеть погруженным в воду никто не собирался, на автомобиль устанавливались сиденья с подушками, находящимися выше ватерлинии, и без выреза в крыше такая посадка была бы невозможна.

При использовании для движения в воде только колёс скорость составляла 2,8 км/час, только винта — 7,95 км/час. Когда использовались оба движителя на преодоление реки Клязьмы автомобиль с нагрузкой 4,5 тонны показал скорость 6,35 км/час при сносе течением на 25–27 %. Выход из воды на берег мог осуществляться под углом до 13°. Эта величина ограничивалась условиями обеспечения плавучести. Иными словами, при большей крутизне подъёма задняя часть кузова могла погрузиться под воду. В швартовых испытаниях грузовик-амфибия развил тягу 925 кг. при нагрузке 5 тонн.

Масса дополнительного снаряжения для обеспечения плавучести составляла 725 кг. В транспортном положении съёмные поплавки располагались за кабиной. У стандартного грузовика запасное колесо расположено за кабиной, а здесь его перенесли за заднюю стенку кузова, рядом с дверцей для погрузки и разгрузки автомобиля. Перевод грузовика Урал-375П в положение для плавания осуществлялся командой из трёх человек за 12 мин. Запас по плавучести автомобиля составлял 2,5 т. При работе гребного винта диаметр разворота автомобиля на плаву (диаметр циркуляции) составлял 16 м. Использование в качестве движителя колёс сокращало диаметр циркуляции до 11 м.

Надежность герметизации всех агрегатов шасси обеспечивалась созданием избыточного давления воздуха, взятого из системы центральной накачки шин. Решение, разработанное для преодоления бродов автомобилем Урал-375, себя полностью оправдало. Герметизация кузова также оказалась на высоте. Установленная в кузове система откачки воды паспортной производительностью 525 л/мин во время двухчасовых испытаний ни разу не применялась. За это время в кузов проникло только 14 литров воды.

Плавающий автомобиль Урал-375П полностью удовлетворял техническим требованиям основного заказчика. На испытаниях показал надежную работу при входе в воду, на плаву и при выходе на берег. По таким показателям, как усложнение конструкции и степень унификации со стандартной моделью, Урал-375П выгодно отличался от опытного образца плавающего автомобиля Урал-379 и не уступал последнему по водоходности. Ввиду этого многолетняя разработка автомобиля Урал-379 была прекращена.


С использованием материалов сайта «5 Колесо».

                Рейтинг@Mail.ru