Транспортный трактор Сталинец-1 (С-1)


  В начале 1935 года коллектив НАТИ во главе с начальником тракторного отдела В.Я. Слонимским и ведущим конструктором А.А. Крейслером взялся за создание скоростного транспортного трактора-тягача Сталинец-1 (С-1 или "Скоростной") на базе тяжёлого гусеничного трактора С-60, выпуск которого летом 1933 года освоил Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) имени Сталина.

Но тихоходный и громоздкий С-60 с полужёсткой подвеской практически не подходил для постройки на его базе скоростного тягача, по-этому в конструкцию машины внесли кардинальные изменения: подняли мощность двигателя путём увеличения частоты вращения, степени сжатия и перевода его на бензин (вместо лигроина); добавили четвертую ступень в коробку передач и расширили её силовой диапазон; создали многокатковый движитель с двойной эластичной подвеской; применили лёгкую мелкозвенчатую гусеницу; использовали пневмоусилители управления бортовых фрикционов. Компоновку изменили по опыту СТЗ-5 — двигатель сместили вперед и заключили внутрь кабины, сзади, на освободившемся месте установили кузов, под ним — лебедку от тягача "Коминтерн". С-1 построили осенью 1935 года в НАТИ, а 10 декабря после прохождения испытаний он был показан вместе с новыми тракторами в Кремле И.В. Сталину и другим руководителям государства. В следующем году по результатам испытаний усилили подвеску, мощность двигателя довели до 120 л.с. (и даже до 130 л.с.) при 1200 об/мин, то есть она увеличилась почти вдвое по сравнению с С-60, при этом скорость машины повысилась. Зимой 1937 года С-1 проходил испытания (водители — А.В. Сапожников от НАТИ и В.И. Дурановский — от ЧТЗ) уже как артиллерийский тягач на Лужском полигоне, где показал неплохие результаты: среднюю скорость по шоссе без прицепа — 22 км/час, с артсистемой массой 7,2 т. — до 17 км/час, с массой 12 т. — до 11 км/час, подъём 24° — без прицепа и 12,5° — с прицепом. Однако в это время ЧТЗ уже интенсивно готовился к переходу на новый базовый трактор С-65 с дизелем НАТИ М-17 (75 л.с.), поэтому бензиновый С-1 оказался бесперспективным.


                Рейтинг@Mail.ru