Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец"


Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец"

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец"

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец"

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" 1-и серии на маневрах, июнь 1939 года

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" 1-й серии. Характерной особенностью этих машин были жалюзи воздухооттока в кормовой стенке корпуса. У тягачей 1-й и 2-й серий рукоятка ручного пуска находилась в корме. Сиденья подняты в положение, обеспечивающее доступ к двигателю

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийские тягачи Т-20 "Комсомолец" с 45-мм противотанковыми пушками на параде в Куйбышеве,
7 ноября 1941 года

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" 3-й серии с установленным брезентовым тентом

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" 3-й серии буксирует на местности 45-мм противотанковую пушку образца 1932 года. Учения войск Киевского Особого военного округа, осень 1940 года

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
57-мм самоходная противотанковая пушка ЗИС-З0 на базе тягача Т-20 "Комсомолец", ноябрь 1941 года

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" захваченный немцами

  В конце 1936 года в конструкторском бюро НАТИ под руководством Н.А. Астрова был разработан быстроходный бронированный гусеничный тягач, который получил заводской индекс 020 или А-20 и войсковое обозначение Т-20 "Комсомолец".

Машина имела пространственный клёпано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм., защищавших экипаж — водителя и командира-стрелка — от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение — танковый пулемет ДТ в подвижной маске. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка-лаза, а впереди и по бортам — откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже заменённые пулестойкими блоками "триплекс". За кабиной находилось моторное отделение (двигатель располагался сзади и был развёрнут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трёхместных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м. Буксирное устройство отвечало требованиям соединения с дышлами легких орудий и их передков.

Силовой автомобильный агрегат ГАЗ-М с четырехступенчатой коробкой передач (с блокировкой включения) дополнял демультипликатор от трёхосного автомобиля ГАЗ-ААА, что удваивало число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной скорости движения в 2-2,5 км/час при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38.

Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчёта. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами — она часто соскакивала.

Ёмкость бензобака, оборудованного бензоуказателем, составляла 115 л. Кроме того, имелся расходный бачок ёмкостью 3-6,7 л. (в зависимости от серии).

Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухопритоки над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону — между спинками сидений. Для повышения живучести машин у командира-стрелка имелось дублированное управление (кроме переключения передач), что в годы войны не раз выручало при выходе из строя водителя.

Армейские испытания "Комсомольца", проведенные в августе - ноябре 1937 года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на снабжение Красной Армии. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/час, по просёлку и бездорожью — до 8-11 км/час, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м., брод 0,6 м., стенку 0,47 м., валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъём с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг. до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м. (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих — легких и компактных — моторов тогда в стране не было.

Были отмечены и недостатки, позже устранённые: непригодность буксирного приспособления(впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съёмных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт— 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.

Выпускать "Комсомолец" начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М.И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию лёгких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и лёгких танков.

Выпуск "Комсомольца" прекратили в июле 1941-го — армии в большей степени требовались лёгкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трёх производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в её моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 "Комсомольца" (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.

Летом 1941-го при нанесении контрударов по врагу тягачи "Комсомолец" иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г.Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Полученные открытые самоходные пушки ЗИС-З0, хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база, большая высота линии огня), быстро прошли в конце июля войсковые испытания. Позже их распределили по танковым бригадам и они принимали участие в битве за Москву. На фронтах войны тягачи "Комсомолец", количество которых непрерывно сокращалось (на 01.09.1942 в армии осталось 1662 машины, на 01.01.1943 — 1048), продолжали нести свою нелёгкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжёлой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.

Большое количество тягачей в исправном состоянии было захвачено немецкими частями и состояло на вооружении Вермахта под обозначением "'leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630®".


    Тактико-технические характеристики тягача Т-20 "Комсомолец":

Масса в снаряженном состоянии без груза 3460 кг.

Грузоподъёмность платформы 500 кг.

Масса буксируемого прицепа 2000 кг.

Число мест в кабине 2

Число мест в кузове для сидения 6

Длина 3450 мм.

Ширина 1859 мм.

Высота по кабине (без нагрузки) 1580 мм.

База опорных катков 1775 мм.

Колея (по серединам гусениц) 1480 мм.

Ширина гусениц 200 мм.

Шаг трака гусеницы 87 мм.

Дорожный просвет 300 мм.

Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе 0,58 кг/см²

Максимальная мощность двигателя 50-52 л.с.

Максимальная скорость по шоссе:

без прицепа 50 км/час

с прицепом 47,5 км/час

Запас хода по шоссе без прицепа 250 км.

Средний расход топлива на 1 км. с нагрузкой и прицепом 0,7 л.

Предельный допустимый преодолеваемый подъём по твердому грунту без прицепа 32º


Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" 3-й серии

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец
Компоновка тягача "Комсомолец" 2-й серии:
1 — педаль сцепления; 2 — главная передача; 3 — рычаг управления бортовым фрикционом; 4 — смотровой прибор; 5 — соединительная муфта; 6 — демультипликатор; 7—рукоятка управления демультипликатором; 8 — рукоятка управления коробкой передач; 9 — пулеметные диски; 10 — сиденье стрелка; 11 —малый бензобак; 12 — рукоятка включателя стартера; 13 — коробка передач; 14 — главный фрикцион; 15 — двигатель; 16 — выхлопной патрубок; 17 — вентилятор; 18 — радиатор; 19 — прицепное устройство; 20 — запасной каток; 21 — кормовой ящик ЗИП

                Рейтинг@Mail.ru