ГАЗ-НАТИ-Г14


ГАЗ-НАТИ-Г14
Первый вариант газогенераторной установки НАТИ-Г14 на базе ГАЗ-АА

  В 1936 году в Московском автотракторном институте под руководством С.Л. Косова был разработан газогенератор НАТИ-Г14, который мог работать на деревянных чурках. Изначально проектировалось два варианта газогенераторной установки. Первый вариант имел фильтр тонкой очистки в виде высокого вертикального цилиндра, который располагался на общей раме с правой стороны симметрично газогенератору. Такая схема обеспечивала удобство монтажа и лёгкий пуск двигателя после продолжительных остановок благодаря наличию ёмкого очистителя, имеющего в себе запас газа, достаточного для пуска автомобиля. Имела такая схема и недостаток: требовалось укоротить грузовую платформу, что приводило к уменьшению её площади на 15%.



ГАЗ-НАТИ-Г14
Второй вариант газогенераторной установки НАТИ-Г14 на базе ГАЗ-АА

  Стремление уменьшить теряемую площадь грузовой платформы привело к созданию второго варианта газогенераторной установки НАТИ-Г14, в котором изменению подверглась конструкция тонкого очистителя. Теперь он стал представлять собой как бы разрезанный пополам вертикальный очиститель первого образца и в виде прямоугольного короба крепился с правой стороны под грузовой платформой.



ГАЗ-НАТИ-Г14
ГАЗ-НАТИ-Г14 для участия в автопробеге

ГАЗ-НАТИ-Г14

ГАЗ-НАТИ-Г14

  Для окончательного выбора газогенераторной установки оба варианта, смонтированные на грузовых автомобилях ГАЗ-АА, были отправлены на эксплуатационные испытания на Загорскую опытно-показательную газогенераторную автобазу Мослеспрома в Московской области.

На основании проведенных испытаний преимущество было отдано первому варианту газогенераторной установки.

В 1936 году выпуск газогенератора был налажен на Харьковском заводе «Свет шахтёра» вместо менее совершенного газогенератора В-5, а в 1937 году к выпуску НАТИ-Г14 приступил московский завод «Комега» (сейчас Московский завод тепловой автоматики (МЗТА)). При этом сам завод «Комега» не устанавливал выпускаемые газогенераторы на шасси, а отправлял их для этой цели на Горьковский автозавод. Получаемые из Москвы газогенераторные установки монтировались на шасси ГАЗ-АА, а сами газогенераторные автомобили получили название ГАЗ-НАТИ-Г14.

За кабиной к раме грузовика крепилась газогенераторная установка НАТИ-Г14 весом 415 кг. С левой стороны к раме крепился бункер для сжигания топлива, с правой стороны рамы – фильтр тонкой очистки, а под грузовой платформой располагался фильтр грубой очистки. За левым передним крылом находился раздувочный вентилятор, который подавал воздух в бункер для лучшего горения топлива.

При горении топлива в бункере выделялся углекислый газ, который входя в соприкосновения с раскаленным углём терял часть кислорода. В свою очередь этот кислород входил в соединение с углеродом топлива и образовывал окись углерода. В результате этой реакции часть углекислого газа восстанавливалась в окись углерода, то есть горючий газ. Из бункера горючий газ поступал в фильтр грубой очистки, где охлаждался и смешивался с воздухом. Далее эта смесь поступала в фильтр тонкой очистки, а уже оттуда в двигатель. На 100 км. пути расходовалось 53 кг. деревянных чурок.

С 1937 по 1938 год на Горьковском автозаводе было собрано 1244 газогенераторных автомобиля ГАЗ-НАТИ-Г14. В 1938 году четыре таких автомобиля приняли участие в большом газогенераторном автопробеге протяженностью 10000 км. Во многом эта конструкция стала предшественницей газогенераторного грузовика ГАЗ-42, разработанного специалистами Горьковского автозавода.


                Рейтинг@Mail.ru