Аэросани Бе-Ка


Аэросани Бе-Ка

  15 сентября 1915 года автомобильный отдел Всероссийского Земского Союза (ВЗС) приступил к организации собственного завода в Москве. Помимо автомобилей предприятие, руководимое Н.Р. Бриллингом, освоило выпуск аэросаней конструкции А.С. Кузина. Революционные события прервали выпуск аэросаней, вновь к нему вернулись лишь в 1919 году, когда инженеры Н.Р. Бриллинг и А.С. Кузин предложили свои услуги военному ведомству Советской России. 13 сентября 1919 года из сотрудников НАМИ и ЦАГИ была организована межведомственная Комиссия по постройке аэросаней КОМПАС. В её состав вошли представители научно-исследовательских институтов, виднейшие советские конструкторы - Е. А. Чудаков, А. Н. Туполев, А. А. Микулин, А. А. Архангельский, Д. К. Карельских, А. С. Кузин, В. С. Стечкин, А. В. Петляков.

В КОМПАС постоянно шли запросы – столь велика была потребность в аэросанях. Но к 22 мая 1920 года удалось сдать всего девять аэросаней марки Бе-Ка (двигатель "Холл-Скот" водяного охлаждения мощностью 125 л.с.), а десятые – только к следующей зиме.

28 февраля 1921 года начались события в Кронштадте. В штурме мятежного города- крепости участвовал и аэросанный отряд, состоявший в основном из машин Бе-Ка, вооруженных пулеметами, их водителями были сотрудники КОМПАСа. Наступление началось рано утром 17 марта. Аэросаням надлежало поддерживать наступающих пулеметным огнем, а практически – отвлекать огонь кронштадтских орудий на себя. Две машины погибли, провалившись в образовавшиеся от разрывов снарядов полыньи. Третьи аэросани первыми ворвались в осажденный Кронштадт во главе атакующих, по случаю чего, согласно данным мемуарной литературы и публикаций периодики 20-х годов, экипаж аэросаней был награжден орденами Красного Знамени. В дальнейшем аэросани особой военной активностью не отличились. Машины были переданы в подразделения и военные организации для использования в качестве служебных и транспортных средств.

После непродолжительного ареста Бриллинга по подозрению в антисоветской деятельности и фактической ликвидации во второй половине 1922 года КОМПАСа дальнейшие работы в области развития вездеходного транспорта институты НАМИ и ЦАГИ вели самостоятельно.


Аэросани Бе-Ка

                Рейтинг@Mail.ru