НАЗ-ААПервая эмблема НАЗа, 1932 год
29 января 1932 года с конвейера Нижегородкого автозавода сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА, который был почти полной копией Ford АА образца 1930 года. 31 января 1932 года было собрано уже 25 грузовых автомобилей НАЗ-АА. Эти грузовики были отправлены в Москву, где проходила XVII партийная конференция, и были осмотрены в Кремле лично генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным. 27 июня 1932 года с конвейера сошёл 1000-ый грузовой автомобиль НАЗ-АА. По этому поводу было решено организовать автопробег с целью проверки качества выпускаемых автомобилей. Маршрут пробега протяжённостью 3018 км. прошёл по следующим городам: Нижний Новгород-Москва-Ленинград-Псков-Витебск-Смоленск-Москва-Нижний Новгород. В пробеге приняло участие 11 автомобилей: 6 конкурсных грузовиков НАЗ-АА (заводские № 1000-1004 и 1006) и 5 вспомогательных машин. Пробег длился с 4 по 22 июля 1932 года и показал довольно неплохие результаты: за весь пройденный путь у советских грузовиков произошло лишь три поломки рессор, несколько засорений бензопровода и проколы шин. НАЗ-АА имел лонжеронную раму, на которой устанавливались 4-ступенчатая механическая коробка передач и рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 3,28 литра мощностью 40 л.с., что позволяло развивать грузовику максимальную скорость 75 км/час при расходе топлива 17 литров на 100 км пути. Грузоподъёмность автомобиля составляла 1500 кг. Заводскими конструкторами при подготовке к производству на основе накопленного опыта эксплуатации Ford АА была доработана конструкция отечественного автомобиля: усилены рессоры, картер маховика и рулевой механизм, введен воздушный фильтр, улучшены конструкция карданного вала и подвеска двигателя. Из-за отсутствия необходимого штампового оборудования, чтобы не задерживать выпуск автомобилей, на заводе было принято решение оснащать грузовики кабинами на деревянном каркасе, обшитым фанерой. Такие кабины имели угловатую форму и быстро выходили из строя, так как фанера начинала коробиться и отслаиваться. Идея оснащать грузовики деревометаллическими кабинами возникла ещё в 1930 году из-за дефицита металла в стране и достаточного ресурса дерева, но так и не была реализована: все закупленное за границей оборудование основного и автосборочных заводов было рассчитано на выпуск цельнометаллических кабин, а экономия оказалась не такой существенной, учитывая себестоимость производства. Эта проблема обсуждалась на всех уровнях, и до окончательного решения вопроса даже была приостановлена закупка штампового оборудования для кабин в США. В итоге эта идея была отвергнута по ряду причин: такие кабины были недолговечны, на тот момент в СССР не существовало конструкции кабины на деревянном каркасе, организация серийного производства такой кабины потребовала бы пересмотреть планы строящегося Горьковского автозавода и построить новые цеха. Пока решались эти вопросы, заводским специалистам пришлось срочно придумать конструкцию такой кабины, первый вариант которой был собран кустарным способом из дерева и фанеры за пять дней в январе 1932 года. НАЗ-АА с деревометаллическими кабинами выпускались с января по август, и лишь потом на конвейере постепенно их стали сменять цельнометаллические кабины. Грузовой автомобиль НАЗ-АА выпускался с января по декабрь 1932 года, пока ему на смену не пришёл ГАЗ-АА. Всего построили 7357 грузовиков НАЗ-АА, но это составило лишь 66,6% от плана. В 1932 году на базе НАЗ-АА Научный автотракторный институт (НАТИ) создал два опытных трёхосных грузовых автомобиля: НАЗ-НАТИ-30 и НАЗ-НАТИ-30К. | ||||