Летом 1943 года конструкторы ГАЗ во главе с Н. Астровым совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как "безбашенные танки-истребители ГАЗ-74".
Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине ГАЗ-74А — боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение CУ-12 (более известная как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало манёвренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.
Второй вариант ГАЗ-74Б очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13 в 1942 году. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части — 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76И). Новый истребитель должен был получить дизельный мотор GMC-4-71 (поставлялись по ленд-лизу) организация производства которых в СССР планировалась на заводе ЯАЗ.
Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74Б представляла собой "гибрид" из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и оригинальных разработок. В целом советский проект был близок к более позднему немецкому "Hetzer", уступая ему по мощности вооружения и защищённости. Ходовая часть САУ, применительно на каждый борт, состояла из пяти опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и четырёх поддерживающих роликов. Ведущие колёса размещались сзади, направляющие — спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми траками. Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 10 до 35 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки. В передней части корпуса находилось совмещённое отделение управления и боевое отделение, где размещался экипаж из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. В переднем лобовом листе бронированного корпуса была вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.
Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Максимальные углы наведения по вертикали составляли от -5° до +14°. По горизонту орудие могло наводится в предалах 13,5° в обе стороны. Установка пушки, включая маску, была во многом аналогична СУ-76И. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигатель GMC-4-71, который планировали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206. На крыше корпуса имеется три люка с крышками; на крыше командирского люка установлена башенка с шестью смотровыми приборами. Воздухоочиститель масляно-инерционного типа.
САУ ГАЗ-74Б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Которые она успешно и прошла.
Но в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжёлыми танками. Поэтому запускать в серию САУ ГАЗ-74Б с 76-мм пушкой С-1, посчитали неперспективным занятием.
Летом того же 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В. Грабина при поддержке Д. Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ.
ГАЗ упорно продолжал работы над своим истребителем танков. Причём одновременно шло, как создание новой машины ГАЗ-74Б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров). Вариант САУ с 57-мм пушкой был разработан на базе СУ-76Д и получил название СУ-57Б.
В переднем лобовом листе корпуса в амбразуре размещена 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с ручными механизмами наведения.
Бронебойными снарядами обеспечивалась бронепробиваемость до 90 мм. на дальности 1000 м. и до 100 мм. на дальности 500 м. при нулевом угле встречи снаряда с бронёй.
Несмотря на то, что СУ-57Б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась. К числу причин непринятия на вооружение назывались высокая стоимость САУ, необходимость производить новый дизель. Хотя в ряде источников, говорится, что СУ-57Б была оснащена карбюраторным двигателем ЗИС-16 мощностью 100 л.с. Об этом же говорит и буква “Б” в назывании самой САУ.
Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76Д, или СУ-76Д ("дизельная"). Правда, пушку С-54 для неё так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм. и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ перед серийной СУ-76М и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбёжке, Горьковском автозаводе.
Интересно отметить, что в начале 1945 года, захваченную в Венгрии САУ "Hetzer" испытывали совместно с СУ-57Б, причём в заключении говорилось:
"Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало… Сравнение немецкого безбашенного танка типа "оса" с машиной СУ-57Б горьковского завода, имеющими сходную массу, показывает некоторые преимущества отечественной машины, связанные с применением дизель-мотора… Весьма удачным следует считать установку на крыше немецкого танка оборонительного пулемёта с возможностью ведения огня из-за брони… К недостаткам СУ-57Б можно отнести отсутствие в её боекомплекте мощного осколочного или осколочно-фугасного снаряда…"