ГАЗ-71 (СУ-71)


ГАЗ-71 (СУ-71)
Самоходная установка ГАЗ-71 (СУ-71) на базе Т-70 с 76-мм пушкой ЗиС-3, 1942 год

ГАЗ-71 (СУ-71)

ГАЗ-71 (СУ-71)
Боевое отделение ГАЗ-71 (СУ-71)

  К началу Великой Отечественной войны основной ударной силой советской армии были танки. Танковый корпус обладал достаточной мощной ударной силой и мог сметать практически всё на своем пути, но не имел средств обеспечения боевых действий, так как СССР практически не имел концепции самоходной артиллерии. По этой причине танки не имели возможности полноценной защиты пехоты. Руководству страны стало ясно, что в данной доктрине были необходимы средства поддержки пехоты на поле боя, которыми стали самоходные установки.

По ходатайству ГАУ РККА, ГКО было принято решение № 2429сс о разработке и подготовке к серийному производству артиллерийских самоходных установок всех необходимых калибров.

В КБ Горьковского автозавода под руководством Н.А. Астрова в 1942 году на удлинённом шасси танка Т-70 была создана самоходная установка, которая получила обозначение ГАЗ-71 или СУ-71.

Осенью того же года было изготовлено два опытных образца, один из которых прошёл заводские испытания. Однако на вооружение новая боевая машина так и не была принята.


Полигонные испытания СУ-71

  Проведённые в конце 1942 года полигонные испытания установки СУ-71 выявили ряд недостатков конструкции, главной из которых стала неудовлетворительная работа системы охлаждения. Для исправления недостатков требовалось значительно переработать машину. По этой причине комиссией был составлен акт от 19 ноября 1942 года, согласно которому САУ не обладает надлежащей надёжностью и не отвечает требованиям технического задания. При этом гусеничные шасси не имели преемственности с выпускаемыми на Горьковском автозаводе машинами, следовательно при серийном выпуске требовалось переоснащение всего завода, которое было невозможно в условиях военного времени. Вскоре работы по данной САУ были свернуты, так как предпочтение было отдано аналогичной по назначению СУ-12 (СУ-76), разработанной на заводе № 38.


Конструкция самоходной установки СУ-71


Бронекорпус и рубка

  Схема компоновки СУ-71 предусматривала переднее расположение трансмиссии и силовой установки, а также размещение неподвижной боевой рубки и ведущих колёс. В верхнем лобовом листе корпуса был расположен входной люк механика-водителя, на котором был установлен смотровой перископический зеркальный прибор. Наводчик располагался слева от пушки, а командир и заряжающий – у правого борта броневой рубки. Загрузка боекомплекта и посадка экипажа осуществлялась через дверь, которая была расположена в кормовом листе бронерубки. Ёмкость топливных баков составляла 400 литров, а запас хода машины по шоссе достигал до 300 км.

Противопульная бронезащита корпуса и рубки была выполнена из броневых катанных листов толщиной 7, 10, 25 и 30 мм, которые были расположены с рациональными углами наклона. Лобовой бронелист рубки имел толщину 30 мм. при наклоне 30 градусов. В броню САУ также входили противооткатные устройства, которые были прикрыты подвижной бронировкой. На верхнем лобовом листе корпуса кроме люка механика-водителя также был расположен люк, который закрывался броневой крышкой на петлях. В нижнем бронелисте были предусмотрены два люка для заводной рукояти.


Вооружение

  В качестве боевого вооружения СУ-71 на стенке боевого отделения была установлена 76,2-мм пушка ЗиС-3Ш образца 1942 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механического типа. Горизонтальные цапфы орудия были установлены в подшипниках, корпуса которых крепились к специальному коробу, приваренному к переднему листу рубки и крыше корпуса САУ. Корпус подшипников был связан двумя боковыми распорками с днищем боевой рубки для обеспечения жёсткости.

Для стрельбы прямой наводкой использовался штатный прицел пушки, а для стрельбы с закрытых позиций служил панорамный прицел. Подъёмный механизм пушки секторного типа обеспечивал углы вертикальной наводки от -3 до +25 градусов. Боекомплект пушки состоял из 60 выстрелов с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными, осколочными и фугасными снарядами. Также в боевом отделении были уложены два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом.


Силовая установка

  С правого борта корпуса СУ-71 были расположены параллельно друг другу два 4-тактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202, которые имели жидкостное охлаждение. Их общая мощность составляла 140 л.с. Для запуска двигателей служили два электростартера СТ-06 мощностью 2 л.с. или ручная заводная рукоятка. Система зажигания была батарейная.

Механическая трансмиссия состояла из двух фрикционов сухого трения, двух четырехступенчатых коробок передач идентичных ГАЗ-ММ, соединительного вала, муфты соединительного вала, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух бортовых редукторов, которые были размещены в кормовой части корпуса под полом боевого отделения. Бортовые фрикционы использовались в качестве механизма поворота. САУ развивала максимальную скорость по шоссе до 45 км/час.


Ходовая часть

  СУ-71 имела индивидуальную торсионную подвеску, мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ, задние ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цветочного зацепления, направляющие колёса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией, которые были унифицированы с танком Т-70.


Электрооборудование

  САУ имела электрооборудование с однопроводной схемой. В качестве источников электроэнергии служили два аккумулятора типа ЗСТЭ-112, соединённые последовательно, общей ёмкостью 112А. Напряжение бортовой сети 12В. Генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регулятором РРА-44.


Средства связи

  Для внешней связи на СУ-71 была установлена радиостанция 9Р, а для внутренней связи служило танковое переговорное устройство ТПУ-3Р. Связь между командиром и механиком-водителем поддерживалась при помощи световой сигнализации.


Средства пожаротушения

  Пожарное оборудование состояло из двух ручных тетрахлорных типовых огнетушителей, которые были установлены в боевом отделении.


ГАЗ-71 (СУ-71)

ГАЗ-71 (СУ-71)

  По материалам сайта rus-texnika.ru


                Рейтинг@Mail.ru