Транспортёр переднего края (ТПК)ТПК на шасси Москвич-401
Водитель управляет машиной, передвигаясь ползком рядом с ней
Установка двух продольных носилок в задней части ТПК
Полноприводная тележка на шасси Москвич-415, 1958 год
Для эвакуации раненых с прифронтовой полосы и переднего края боевых действий, доставки боеприпасов и личного состава были разработаны специальные автомобили — транспортёры переднего края (ТПК). Первый ТПК появился в середине 1950-х годов на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в облике открытой самоходной платформы на базе автомобиля Москвич-401-420. Его особой гордостью стала откидная рулевая колонка, позволявшая водителю управлять автомобилем, сидя за рулём или перемещаясь ползком рядом с ним. Несмотря на оригинальную техническую находку, тяжёлую сухопутную машину военные отвергли. Затем на базе опытного Москвич-415 была построена тележка для перевозки грузов или доставки раненых, однако высокое расположение кузова не обеспечивало компактности и скрытности перемещения. | ||||