НАТИ-Г12


НАТИ-Г12
НАТИ-Г12 с газогенераторной установкой Мезина

НАТИ-Г12

  В 1939 году в НАТИ на базе ГАЗ-М1 был построен автомобиль НАТИ-Г12 с газогенераторной установкой Мезина. Этот автомобиль в какой-то мере стал альтернативой ГАЗ-М1Г с газогенераторной установкой Пельтцера, который был построен в 1938 году на средства Научно-исследовательского института городского движения (НИИГД). Новый газогенераторный автомобиль Мезина в сравнении с машиной Пельтцера имел увеличенный до 90 кг. запас топлива на борту и получил усовершенствованную систему розжига газогенераторной установки: теперь электровентилятор нагнетал воздух в газогнератор, а для розжига служило специальное электрическое приспособление.

В этом автомобиле главной особенностью являлся его газогенератор, который устанавливался на задней части автомобиля в специальном металлическом кофре и вырабатывал газ и после ряда преобразований на выходе получалась горючая смесь для двигателя внутреннего сгорания. В роли твердого топлива служили древесные чурки.

НАТИ-Г12 подвёргся ряду технических доработок для установки необходимых компонентов газогенераторной установки, таких как: бункер (в бункер загружалось топливо которое в процессе сгорания и ряда других химических процессов выделяло газ), охладитель (в охладителе газ остывал для необходимой температуры, также охладитель выполнял роль фильтра грубой очистки, очищая газ от крупного мусора, которому нельзя было попадать в двигатель), очиститель (очиститель или его ещё называют фильтр тонкой очистки, служащий для принудительной очистки от более мелкого мусора, который образовался при горении твердого топлива).

Кроме внешних доработок были необходимы технические доработки двигателя. Для адаптации двигателя с бензина на газ потребовалось внести ряд изменений. Впускной коллектор двигателя был оборудован более простым коллектором без подогрева, так как в этом уже пропала необходимость. Степень сжатия топлива увеличили до 6,4 а.т.м. Мотор имел объём в 3,285 л. разгонял автомобиль до 80 км/час. Для приведения автомобиля в действие необходимо было примерно 3-4 минуты пока газогенератор разгорится. Система розжига газогенератора данной модели была оборудована специальным электрическим запальным устройством, в дополнение к которому был установлен электровентилятор, посредством чего и нагнетался воздух в газогенератор и ускорялся розжиг газогенератора до рабочей температуры.

Для передачи крутящего момента на колёса автомобиля использовали трёхступенчатую коробку передач с шестернями постоянного зацепления и скользящей муфтой для включения второй и третей передачи. Сцепление было однодисковое, сухое. Карданный вал, состоящий из двух частей, передавал крутящий момент на неразрезной мост с конической передачей.

Внешний вид автомобиля НАТИ-Г12 не намного изменился от серийной модели ГАЗ-М1, в основном только дополнительными конструкциями необходимые для функционирования газогенераторной установки. Сзади автомобиля на месте запасного колеса добавился металлический кофр в котором была спрятана газогенераторная установка, а запасное колесо оставили также сзади только прикрепленным уже на дополнительный кофр с газогенератором. Капот необходимо было увеличить для дополнительного оборудования газогенератора, на корме автомобиля в районе переднего крыла появился монолитный выступ под которым прятался фильтр тонкой очистки. Все остальные детали были как и у ГАЗ-М1.

В серию автомобиль НАТИ-Г12 так и не вышел так как сложные в эксплуатации газогенераторные установки имели ряд нареканий. Кроме самой громоздкости газогенератора недостатком являлось то, что на газогенератор влияла погода. Например, при разнице температуры газа и окружающей среды в трубопроводах возникал конденсат и твёрдое топливо отсыревало и плохо загоралось, а зимой трубопровод просто перемерзал.


НАТИ-Г12

                Рейтинг@Mail.ru