ГАЗ-М1


ГАЗ-М1
Опытный ГАЗ-М1 со спицевыми колёсами от ГАЗ-А

ГАЗ-М1
Опытный ГАЗ-М1

ГАЗ-М1
Серийный ГАЗ-М1

ГАЗ-М1
Серийный ГАЗ-М1

ГАЗ-М1

  Легковой автомобиль ГАЗ-М1 (Молотов-1) выпускался Горьковским автомобильным заводом с 1936 по 1943 годы.

  Первенец Горьковского автомобильного завода ГАЗ-А с каждым годом всё больше морально и технически устаревал. Наибольшее количество нареканий вызывал открытый кузов автомобиля, который весьма условно защищал пассажиров и водителя от дождя и холода. Весьма аскетичный салон также не добавлял комфорта пассажирам, а отсутствие багажника вызывало немало недовольства у таксистов.

  Стране требовался новый более комфортный и технически совершенный легковой автомобиль. При разработке нового автомобиля горьковские конструкторы воспользовались условиями договора о технической помощи с Ford Motor Company и в качестве прототипа выбрали Ford V8-40 образца 1934 года. Данный автомобиль хоть и отвечал условиям материальных и технических ресурсов Горьковского автозавода, но требовал адаптации к условиям эксплуатации в СССР.

  Осенью 1933 года советские специалисты приступили к доработке американского прототипа: в первую очередь мотор V8 (завод не мог освоить производство нового мотора в короткий срок) заменили модернизированным двигателем ГАЗ-А, в коробке передач добавили шестерни постоянного зацепления на второй ступени и скользящую зубчатую муфту включения второй и третьей передачи, увеличили сечение лонжеронов и траверсов рамы и ввели Х-образную поперечину, вместо двух поперечных рессор в подвеске автомобиль получил четыре продольных рессоры, а вместо спицевых колёс – металлические штампованные диски, также автомобиль получил новое рулевое управление.

  В ходе модернизации мотор ГАЗ-А получил систему смазки под давлением, автомат опережения зажигания, усовершенствованный карбюратор с экономайзером и автоматическим клапаном воздушной заслонки, коленвал с противовесами, контактно-масляной масляной фильтр и циркуляционную систему охлаждения с водяным насосом, при этом рабочий объём двигателя остался прежним, но благодаря изменению фаз газораспределения, увеличению на 0,8 мм хода клапанов и повышению степени сжатия с 4,2 до 4,6 мощность возросла с 40 до 50 л.с. Модернизированный двигатель получил индекс ГАЗ-М.

  Первые три опытных экземпляра нового советского автомобиля, которые ещё имели спицевые колёса от ГАЗ-А, были собраны в январе 1934 года. После этого у заводских специалистов два года ушло на доработку конструкции. Доработанный ГАЗ-М1 изготовили 15 марта 1936 года, а на следующий день был изготовлен второй экземпляр. 17 марта 1937 года автомобили ГАЗ-М1 были представлены в Кремле И.В. Сталину, К.С. Ворошилову, Г.К. Орджоникидзе и В.М. Молотову, в честь которого автомобиль получил свое название. Автомобиль хоть и был одобрен высокопоставленными персонами, но все же требовал доработки. 21 марта девять «Эмок» отправились в автопробег протяженностью 2500 км. по маршруту Горький-Москва-Ленинград и обратно, который должен был выявить конструкторские и сборочные дефекты. 20 мая 1936 года Горьковский автозавод приступил к серийному выпуску ГАЗ-М1.

  Изначально автомобиль планировалось окрашивать в несколько цветов: черный, синий, голубой, темно-вишнёвый, белый и стальной. В реальности же Ярославский завод смог поставлять краску только чёрного цвета, при этом она была очень низкого качестве и после нескольких моек теряла глянец.

  ГАЗ-М1 имел ряд недостатков: мотор был слаб для такой машины, из-за конструктивных недоработок при развороте машины руль могло заклинить, из-за неправильно подобранных пружин рулевых тяг руль на ходу начинало сильно бить, из-за плохой обработки поршней даже после небольшого пробега некоторые двигатели начинали стучать, быстро разбалтывались втулки сайлент-блоков передних концов рессор, выходили из строя спидометры, бензоуказатели неправильно показывали уровень топлива и трескался в первые же дни эксплуатации дерматин на сиденьях.

  Были и плюсы: двигатель мог работать на низкосортном топливе, работал в зной и мороз и не требовал квалифицированного ремонта.

  В 1936 году два автомобиля ГАЗ-М1 приняли участие в автопробеге Горький-Памир-Москва-Горький протяженностью 12291 км., целью которого были мобилизация общественности на дорожное строительство и популяризация автотуризма.

  5 января 1938 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл 20-тысячный, 12 ноября 1938 года – 40-тысячный, а 7 мая 1939 года – 50-тысячный легковой автомобиль ГАЗ-М1. Всего было выпущено 62888 экземпляров.


    Модификации ГАЗ-М1:

  ГАЗ-М1 такси — отличался наличием таксометра и элементами окраски кузова. Выпускался с 1937 по 1941 годы

  ГАЗ-М415 — пикап грузоподъёмностью 500 кг. Выпускался с 1939 по 1941 годы. Произведено более 8000 штук

  ГАЗ-М2 с двухместным кузовом купе и американским двигателем Ford V8

  Для НКВД изготовлено несколько ГАЗ-М1 с двигателем Ford V8. Выпускались с 1938 по 1940 годы

  ГАЗ-М1Г (1938 год) — газогенераторная версия сконструирована в НАТИ и построена в Москве во 2-м таксомоторном парке. Построен один экземпляр

  ГАЗ-М21 (1936 год) — экспериментальный трёхосный автомобиль (6х4) с кузовом пикап на базе ГАЗ-М1, кабина от ГАЗ-АА

  ГАЗ-25 (1938 год) - трёхосный штабной автомобиль.

  ГАЗ-ВМ (1938 год) — экспериментальный полугусеничный автомобиль созданный в НАТИ на базе ГАЗ-М1

  ГАЗ-ГЛ1 (1938 год) — гоночный автомобиль на базе ГАЗ-М1

  БА-20 (1936-1942 годы) — лёгкий бронеавтомобиль


    Технические характеристики:

  Кузов четырёхдверный, седан

  Колёсная формула 4х2, ведущие колёса задние

  Число мест 5

  Длина 4625 мм.

  Ширина 1770 мм.

  Высота 1780 мм.

  База 2845 мм.

  Дорожный просвет 210 мм.

  Колея колёс спереди/сзади 1435/1440 мм.

  Снаряженная масса 1370 кг.

  Максимальная скорость 100 км/час

  Эксплуатационный расход топлива 14,5 л/100 км

    Двигатель ГАЗ-М: бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный

  Диаметр цилиндров и ход поршня 98,43х107,95 мм.

  Рабочий объём 3285 см³

  Число клапанов 8

  Степень сжатия 4,6

  Максимальная мощность 50 л.с. (36,8 кВт) при 2800 об/мин

  Максимальный крутящий момент 17,0 кгс*м

  Напряжение электрооборудования 6 В

  Коробка передач 3-ступенчатая, механическая

  Передняя подвеска зависимая на продольных рессорах

  Задняя подвеска зависимая на продольных рессорах

  Тормоза барабанные с механическим приводом

  Шины 7,00-16


ГАЗ-М1

ГАЗ-М1


ГАЗ-М1 с мотором Dodge D5


ГАЗ-М1 с мотором Dodge D5
ГАЗ-М1 с мотором Dodge D5

ГАЗ-М1 с мотором Dodge D5
ГАЗ-М1 с мотором Dodge D5

  В 1938 году специалистами Горьковского автозавода для испытаний американских моторов в дорожных и климатических условиях СССР были построены шесть седанов ГАЗ-М1 с мотором Dodge D5.

  Эти автомобили отличались усиленными передней осью и поворотными рычагами, удлиненными для лучшей плавности хода рессорами, рычажными амортизаторами двустороннего действия, полуцентробежным сцеплением и новым радиатором, а внешне – отсутствием эмблемы М-1 на правой половине решетки радиатора.

  В 1939 году прототипы ГАЗ-М1 с мотором Dodge D5 получили новые облицовку радиатора, боковины капота и бампер и в последствие были запущены в серийное производство с отечественным мотором ГАЗ-11 под индексом ГАЗ-11-73.



Опытный пикап на базе ГАЗ-М1


Опытный пикап на базе ГАЗ-М1
Опытный пикап на базе ГАЗ-М1

Опытный пикап на базе ГАЗ-М1
Опытный пикап на базе ГАЗ-М1

  Для расширения модельного ряда и удовлетворения потребности страны в автомобилях для хозяйственных нужд горьковскими конструкторами был разработан и построен в 1937 году опытный пикап на базе ГАЗ-М1.

  Из-за ряда недостатков, выявленных в процессе испытаний, пикап на базе ГАЗ-М1 так и не был запущен в серийное производство: при движении с грузом по неровным дорогам рама пикапа имела склонность к скручиванию, а толчки от кочек и ухабов на дороге передавались на кузов, из-за чего в месте соединения кузова и кабины в скором времени начали появляться трещины. Впоследствии эти замечания учтут при разработке пикапа ГАЗ-М415.



Опытный пикап ФЗУ на базе ГАЗ-М1


Опытный пикап ФЗУ на базе ГАЗ-М1
Опытный пикап ФЗУ на базе ГАЗ-М1

  Специалисты Горьковского автозавода учли полученный опыт при строительстве опытного пикапа 1937 года, и в 1938 году был разработан и построен в экспериментальном цехе пикап на базе ГАЗ-М1, который получил цельнометаллическую платформу не связанную с кабиной. Новый пикап имел более технологичную и долговечную конструкцию, которая затем легла в основу ГАЗ-М415.

  Производство нового пикапа организовать на самом Горьковском автозаводе не удалось из-за неготовности крупных штампов, которые были необходимы для изготовления оригинальной кабины для пикапа. Тогда было принято решение наладить производство данных автомобилей на территории школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которая действовала при Горьковском автозаводе и занималась подготовкой сборщиков для конвейера автозавода и квалифицированных специалистов (токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и т.д.). К тому же ФЗУ имела подходящие площади для сборки и необходимый станочный парк. Для упрощения производства в отличие от ранее разработанного варианта было решено использовать для пикапа кабину от грузового автомобиля ГАЗ-АА.

  В 1938 году силами ФЗУ планировалось изготовить 50 пикапов на базе ГАЗ-М1.


Опытный пикап на базе ГАЗ-М1
Опытный пикап ФЗУ на базе ГАЗ-М1 с кабиной ГАЗ-АА


Такси ГАЗ-М1


Такси ГАЗ-М1
Такси ГАЗ-М1

  Большое количество машин ГАЗ-А поступало в советские таксопарки. Но они были не приспособлены к холодным зимам и были не комфортабельны, так как не оснащались багажником и пассажирам приходилось ютиться с багажом в салоне. После освоения серийного производства ГАЗ-М1 начались работы по расширению модельного ряда ГАЗа посредством модификаций и адаптаций уже существующих машин к определенным требованиям и условиям эксплуатации. В таких условиях в конце 1936 года и появился опытный образец ГАЗ-М1 такси.

  Учтя опыт работы ГАЗ-А в таксопараках страны, при разработке ГАЗ-М1 такси получил таксометр, сзади вместо запасного колеса расположился багажник в виде откидной металлической конструкции и вследствие этого запасное колесо конструкторы разместили на левом крыле автомобиля. Также над ветровым стеклом появился фонарь с надписью «Такси», который светился, когда машина была свободна.

  ГАЗ-М1 такси так и осталась экспериментальной моделью ГАЗа. Данный автомобиль не был запущен в производство, так как требовалось внести массу изменений в технологический процесс производства, что могло привести к срыву выполнения плана выпуска легковых автомобилей. Таксопарки снабжали серийными ГАЗ-М1, которые удовлетворяли условиям перевозчиков и производство специальной серии ГАЗ-М1 такси стала совсем не актуальной.


                Рейтинг@Mail.ru