РФ-8-ГАЗ-98


РФ-8-ГАЗ-98
Аэросани РФ-8-ГАЗ-98

РФ-8-ГАЗ-98

  В ОКБ Наркомречфлота под руководством главного конструктора М.В. Веселовского были разработаны аэросани РФ-8, производство которых в 1941 году было поручено ряду предприятий. Среди этих предприятий значился и Горьковский автозавод, на котором аэросани были доработаны с учётом применяющихся на заводе материалов и технологий, и получили собственное обозначение ГАЗ-98.

  Главным отличием доработанных аэросаней стала замена авиационного мотора на более дешёвый серийный двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-М1 и установка двухлопастного металлического воздушного винта взамен деревянного. С новым винтом аэросани получили возможность движения по перелескам и лесным дорогам, по которым аэросани с деревянным воздушным винтом пройти не могли.

  В основе аэросаней ГАЗ-98 лежала четырёхлыжная схема с двумя управляемыми передними лыжами. Корпус полуоткрытый, двухместный, с последовательным расположением мест для экипажа. Водитель располагался в задней кабине, а стрелок – на переднем сиденье, что обеспечивало более удобное ведение огня из установленного пулемёта и увеличивало горизонтальный угол обстрела. Кабина водителя была оборудована рулевой колонкой, ножными педалями газа, тормоза и раскачки машины. За кабиной водителя на специальном пилоне была размещена винтомоторная установка, а топливный бак и аккумуляторная батарея находились внизу, внутри корпуса.

  Деревянный корпус представлял собой каркас из 15 поперечных шпангоутов и продольных стрингеров и был обшит фанерой. Скуловые стрингеры крепились к шпангоутам при помощи шурупов с установкой угловых бобышек и фанерных книц. В местах силовых узлов в каркас вклеены заполнения. В верхней обшивке были сделаны вырезы для кабин стрелка и водителя. В задней части корпуса шпангоуты с № 12 по 15 переходили в пилон, который вверху заканчивался двумя деревянными балками, скрепленными со стойками шпангоутов. Данные балки служили основой для винтомоторной установки. На нижних полках задних шпангоутов были размещены ложементы и узлы крепления топливного бака и площадка для аккумуляторной батареи. Пол в кабинах был изготовлен из толстой фанеры, введенной в конструкцию корпуса.

  В кабине водителя аэросаней ГАЗ-98 имелась рулевая колонка с рулём и барабаном для намотки рулевого троса, который крепился к элементам корпуса верхним и нижним узлами.

  В ночное время дорогу освещала автомобильная фара, которая была установлена в носовой части корпуса.

  Над хвостовой частью корпуса располагалась винтомоторная установка, которая состояла из двигателя, редуктора с воздушным винтом на валу, водяного радиатора системы охлаждения, капота двигателя и ограждения воздушного винта.

  Двигатель мощностью 50 л.с. при 2000 об/мин был закрыт капотом с открывающимися боковыми створками и вместе с редуктором и радиатором крепился к деревянным подмоторным балкам при помощи резиновых амортизаторов. Топливо в двигатель поступало из бака объёмом 80 литров, расположенного на ложементах за кабиной водителя внутри корпуса, при этом заливная горловина бака была вынесена над обшивкой внутри пилона.

  Зона вращения воздушного винта аэросаней ГАЗ-98 была ограждена трубчатыми фермами, которые крепились к узлам на корпусе и на подмоторной раме и были окрашены ярким красным цветом. Воздушный винт с лопастями имел диаметр 2,35 метра и мог развивать тяговое усилие 205-210 кг.

  Передние и задние лыжи крепились к корпусу при помощи независимой подвески, выполненной по пирамидальной схеме – лыжи были установлены на полуосях с пружинными амортизационными стойками. Подвеска же крепилась к силовым стальным литым узлам корпуса на шарнирных соединениях. Сами силовые узлы крепились к обшивке корпуса сквозными болтами с установкой под гайки (с внутренней стороны) металлических пластин. Для фиксации лыж служили втулки кабанчиков на полуосях с помощью стальных колец, которые контрелись конусными болтами.

  Плоские лыжи прямоугольной формы имели смешанную конструкцию. Их корпус был изготовлен из брусков, плавно загнутых в носовой части, и обшиты фанерой с окантовочными металлическими профилями. Снизу к лыжам крепилась металлическая подошва, по которой проходил стальной прямоугольного сечения надрез. Сверху располагался выполненный из листовой стали сварной кабанчик со втулкой для надевания на полуоси подвесок. Отогнутыми к нижней части лапками и болтами с плоской головкой кабанчик был прикреплен к корпусу лыжи. На задних лыжах аэросаней ГАЗ-98 кабанчик имел приваренные кронштейны для установки качающегося тормозного рычага и вертикально расположенную трубку-направляющую для тормозного штыря. Сбоку около втулки на заднем кабанчике были приварены ушки, на которые был посажен на качающейся обойме направляющий ролик тормозного троса, присоединенный к качающемуся рычагу при помощи резьбовой вилкой с муфтой для регулировки натяжения троса.

  Подвеска передних лыж состояла из основной полуоси с наваренной на внешнем конце втулкой-ступицей, на которую шкворнем крепилась поворотная полуось с посадочным местом для втулки кабанчика лыжи. Конечный рычаг управления лыжами крепился при помощи конусных болтов на верхнем торце этой полуоси. К основной полуоси было приварено точёное кольцо с ушками, к которым крепились амортизационные стойки и подкос.

  Основная полуось, амортизационная стойка и подкос крепились к силовым узлам корпуса при помощи шарнирных соединений.

  Подвеска задних лыж аэросаней ГАЗ-98 представляла собой конструкцию из полуоси, амортизационной пружинной стойки и разгрузочного подкоса, которые также соединены с силовыми узлами шарнирными соединениями. Верхний конец амортизационной стойки крепился к узлу, расположенному на подмоторных брусьях пилона, что обеспечивало передачу веса винтомоторной установки непосредственно через амортизационную стойку на лыжи аэросаней.

  Управление аэросанями осуществлялось поворотом передних лыж при помощи тросов. В кабине водителя к корпусу двумя кронштейнами была прикреплена рулевая колонка с полиспастом для уменьшения усилий при выполнении маневра и барабаном для намотки троса. Поперечная тяга обеспечивает поворот лыж на требуемый угол синхронно в сторону вращения рулевого колеса.

  Пулемёт был установлен при помощи упрощенного турельного кольца на верхней обшивке корпуса над передней кабиной. Он мог свободной вращаться, что обеспечивало горизонтальный угол обстрела до 300 градусов и угол возвышения до 14 градусов. Под носовой обшивкой имелась полка с бортовым боекомплектом, состоящим из 10 магазинов с патронами для пулемёта и гранатами для ведения ближнего боя.

  С 1941 по 1943 год в филиале Горьковского автозавода в Канавино было изготовлено 309 аэросаней ГАЗ-98.

  В декабре 1941 года первые партии аэросаней поступили в Красную Армию, где ими были укомплектованы аэросанные батальоны. На фронтах во время Великой Отечественной войны они использовались для разведки, связи штабов с передовыми воинскими частями, доставки срочных донесений, патрулирования отдельных участков фронта, охраны стратегических объектов и огневой поддержки лыжных батальонов.


РФ-8-ГАЗ-98


Страница подготовлена с использованием материалов сайта rus-texnika.ru.

                Рейтинг@Mail.ru