ГАЗ-66Б (ГАЗ-66-30)


ГАЗ-66Б
Опытный ГАЗ-66Б, 1960 год

ГАЗ-66Б
Опытный ГАЗ-66Б, 1965 год

ГАЗ-66Б

ГАЗ-66-30
ГАЗ-66-30, 1967 год

ГАЗ-66Б

  В 1965 году на ГАЗе были изготовлены опытные образцы авиадесантного автомобиля ГАЗ-66Б (с 1966 года ГАЗ-66-30) с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла. В дальнейшем серийную доработку кабин осуществлял «Опытный завод № 38 Минобороны СССР» в г. Бронницы Московской области, для доработки использовались автомобили ГАЗ-66АЭ, ГАЗ-66-04 и ГАЗ-66-05.



Р-142Д


Р-142Д
Р-142Д на шасси ГАЗ-66-30, 1974-1979 годы

  В качестве подвижных средств связи ВДВ широко использовались командно-штабные системы Р-142Д, выполненные в каркасно-панельных кузовах из армированного пенопласта К-66ДС уменьшенных габаритов. Для питания радиооборудования в комплект такой машины входил выносной бензоэлектрический агрегат АБ, который использовался на стоянке, а во время движения электроэнергию вырабатывал генератор ГАБ-4П/115 мощностью 4 кВт, закрепленный на раме за передним бампером автомобиля вместо лебёдки.



МРС-ДАТ


МРС-ДАТ
Аэротранспортабельная подвижная ремонтная мастерская МРС-ДАТ

 



М-21 "Град-В"


М-21 Град-В
Боевая машина полевой реактивной системы М-21 "Град-В"

 



ТЗ-2-66Д


ТЗ-2-66Д
Топливозаправщик ТЗ-2-66Д на шасси ГАЗ-66-30, 1982 год

ТЗ-2-66Д
Топливозаправщик ТЗ-2-66Д на специальной подвижной платформе для парашютного десантирования

  Топливозаправщик ТЗ-2-66Д принят на вооружение в 1976 году. Предназначен для транспортирования и заправки фильтрованными автобензином и дизельным топливом бронетанковой и автомобильной техники воздушно-десантных войск с замером выданного количества горючего. Основная особенность ТЗ-2-66Д – приспособленность его к транспортированию всеми видами транспорта в заполненном состоянии. А также к десантированию парашютным способом с самолетов Ан-12Б и Ил-76.



ДПП-40


ДПП-40
ДДП-40 на шасси ГАЗ-66

ДПП-40

ДПП-40

ДПП-40

ДПП-40

ДПП-40

ДПП-40

ДПП-40

  По заданию Инженерного комитета инженерных войск, в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ-века на Навашинском судостроительном заводе развернулись опытно-конструкторские работы по созданию лёгкого компактного аэротранспортабельного понтонного парка для инженерных подразделений воздушно-десантных войск. Главным конструктором проекта стал инженер Ю.А. Латкин, ведущим конструктором - Б.А. Пронин. В основе технического и рабочего проектов были использованы научно-исследовательские разработки, выполненные 15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева. Научным руководителем работ по созданию нового ПП был назначен кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР К.К. Черкашин. В качестве транспортной базы для перевозки парка определили лёгкий автомобиль высокой проходимости ГАЗ-66.

  Десантируемый понтонный парк ДПП-40 был принят на вооружение Советской Армии в начале семидесятых годов ХХ-века. Предполагалось, что по одному комплекту парка ДПП-40 будет иметься в каждом инженерно-саперном батальоне (в понтонной роте) воздушно-десантной дивизии, и 4 комплекта в отдельном понтонно-мостовом батальоне воздушно-десантных войск.

  Основное отличие ДПП-40 от иных понтонных парков состояло в том, что он мог перевозиться на военно-транспортных самолётах Ан-12, Ан-22, Ил-76 и десантироваться как посадочным, так и парашютным способом. На одном самолете Ан-12 могло перевозиться по два понтонных автомобиля с понтонными звеньями.

  Основным элементом парка являлось понтонное звено, состоящее из среднего понтона и двух крайних откидных понтонов. Средний понтон представлял собой герметичную металлическую коробку, а оба крайних понтона были разделены вдоль на два отсека. Отсек, примыкающий к среднему понтону герметичен, а отсек наружный являлся контейнером для размещения в походном положении надувного пневмокаркасного поплавка.

  Два понтонных звена, соединённые торцевыми частями образуют мостовой паром. Таким образом, один мостовой паром представлял собой участок наплавного моста длиной 8 метров и грузоподъёмностью 20 тонн.

  На стыке поплавков звеньев навешивался подвесной лодочный мотор типа «Вихрь», который обеспечивал передвижение мостового парома на воде. В комплекте парка имеется 16 этих моторов (по одному на каждый мостовой паром (2 звена)).

  В сложеном виде звено размещалось на автомобиле ГАЗ-66Б, у которого кузов был заменён на специальную платформу.

  Обычным приёмом сбрасывания звена на воду являлся его сброс в развернутом виде. Для этого машина задним ходом приближалась к урезу воды. Затем с помощью автомобильной лебёдки крайние понтоны откидывались в стороны и закреплялись в этом положении. После этого в поплавки подавался воздух и они выходили из контейнерных частей крайних понтонов. Для обеспечения заполнения поплавков воздухом на автомобиле был установлен специальный воздухонагнетатель с приводом от коробки отбора мощности.

  После того, как поплавки заполнятся воздухом, автомобиль подавался назад так, чтобы вода закрыла ступицу заднего колеса. В этом случае глубина воды в месте сброса звена составляла около 0,5 метра. Расёт расфиксировал стопорные приспособления и звено падало в воду.

  В случае, если в месте разгрузки было недостаточно места для разворачивания звена полностью, то допускался сброс звена без наполнения поплавков. В этом случае заполнение поплавков воздухом производилось уже на воде с помощью длинного шланга от машины.

  Расчёт каждого мостового парома состоял из двух понтонеров и двух водителей. После того, как все операции с участием автомобиля были выполнены, водители угоняли машины в укрытие, а все дальнейшие операции с паромами выполнялись силами понтонеров.

  При наведении мостовой переправы мостовые паромы соединялись между собой с помощью запорных устройств в единую ленту и с использованием подвесных лодочных моторов лента разворачивалась поперек реки, замыкая берега.

  Ширина проезжей части моста составляла 4,2 метра (стандартная ширина войсковых мостов на жёстких опорах). Скорость движения по мосту гусеничных машин 10-12 км/час на дистанции 20 метров. Колёсные машины могли двигаться по мосту со скоростью до 20 км/час. Смещение от оси моста допускалось не более, чем 45 см., особенно для тяжёлой техники.

  Для десантирования парашютным способом понтонный автомобиль со звеном предварительно загружался на платформу ПП-128-5000, а затем уже вместе с платформой в самолёт.

  Расчёт звена (водитель и понтонер) десантировались отдельно.

  Комплект парка ДПП-40 состоял из 32 понтонных машин ГАЗ-66Б с понтонными звеньями, 1 грузового автомобиля ГАЗ-66Б для вспомогательного имущества и 16 забортных лодочных моторов типа «Вихрь-М».

  Десантируемый понтонный парк ДПП-40 по своим тактико-техническим характеристикам значительно превосходил ранее применяемые отечественные и зарубежные понтонные парки.

  Был выпущен один комплект парка, поступивший на вооружение 118-го инженерно-технического полка ВДВ, дислоцированного в Витебске (в 1993-м году передислоцирован в Саратов, в 1996-м - расформирован).


    Характеристика элементов материальной части понтонного парка ДПП-40:

  Понтонное звено с автомобилем: вес - 6060 кг; длина - 6074 мм; ширина - 2392 мм; высота - 3275 мм;

  Понтонное звено (раскрытое): вес - 2005,7 кг; длина - 4140; ширина - 11155 мм; высота - 625 мм;

  Понтонное звено (сложенное): вес - 2005,7 кг; длина - 4140 мм; ширина - 2392 мм; высота - 1305 мм.


                Рейтинг@Mail.ru