ГАЗ-60 (Т-60)


ГАЗ-60 (Т-60)
Лёгкий танк ГАЗ-60 (Т-60)

ГАЗ-60 (Т-60)

  До Великой отечественной войны лёгкие танки выпускал московский завод № 37, но его производственные мощности не позволяли резко увеличить их выпуск для обеспечения фронта и тогда было принято решение организовать выпуск лёгких танков на Горьковском автозаводе.

Горьковский автозавод был выбран не случайно, так как представлял собой огромное машиностроительное предприятие с хорошим оборудованием и современными технологиями. Ещё одним доводом послужило то, что в конструкции лёгких танков многие автомобильные узлы и агрегаты, в том числе и двигатели ГАЗ.

20 июля 1941 года вышло Постановление Государственного комитета обороны (ГКО), согласно которому ГАЗу было поручено освоить выпуск лёгкого танка Т-60, который был разработан в Москве на базе плавающего танка Т-40.

Из телеграммы председателя ГКО И.В. Сталина руководству автозавода, 20 октября 1941 года: «Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие два-три дня начал выпускать по 10 танков в день, а к концу октября – по 15 танков в день. Прошу выполнить это задание. Надеюсь, что вы и все рабочие и инженеры завода честно выполните свой долг перед Родиной».

В августе 1941 года на Горьковский автозавод в качестве опытного образца был перегнан из Москвы танк Т-60 лично его конструктором Николаем Алексеевичем Островым, который был откомандирован в Нижний Новгород для создания головного конструкторского бюро по разработке лёгких танков.

Спроектированный в Москве танк не имел детальной проработка и оказался очень «сырым». Специалисты ГАЗа сразу приступили к его доводке и внесению ряда изменений в конструкцию, которые в основном касались ходовой части.

Первые два танка Т-60 были собраны в августе 1941 года и получили заводское обозначение ГАЗ-60.

Корпус танка был разделён на пять отсеков:

    в носовой части корпуса было расположено трансмиссионное отделение, которое плавно переходило в отделение управления;

    в средней правой части корпуса находилось моторное отделение, а в средней левой части – боевое отдаление, которое распространялось и на башню;

    в задней части корпуса размещалось кормовое отделение, в котором были расположены радиаторы двигателя и топливные баки, и было отгорожено от боевого отделения перегородкой для исключения попадания топлива на экипаж танка в случае его поражения.

Механик-водитель находился в передней части корпуса, а командир – в левой средней части корпуса и в башне, которая была смонтирована на корпусе на подбашенной коробке со смещением от продольной оси влево. Для посадки в танк имелись люки, которые были расположены в крыше башни и поднятой рубке корпуса. Для экстренной эвакуации из танка имелся нижний люк в днище корпуса.

Бронекорпус был разработан на базе корпусов малых танков Т-30 и Т-40 и сварен из катанных стальных бронеплит разной толщины. Лобовая часть корпуса была сварена из бронеплит толщиной 35 мм. вверху и середине и 30 мм. снизу. Борта корпуса были сварены из плит толщиной 15 мм, а днище – 10 мм. Корма была сварена из двух сопряженных верхней и нижней плит толщиной 10 и 25 мм. соответственно. Крыша корпуса представляла собой бронеплиту толщиной 13 мм. Бронеплиты корпуса имели рациональные углы наклона к вертикальной нормали в диапазоне от 14 до 76 градусов, что повышало его бронезащиту.

Бронекорпуса для танков поставлялись с Выскунского завода дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, а позже – с Муромского паровозостроительного завод имени Дзержинского № 176, Кулебакского металлургического завода № 178 и с эвакуированного в Саратов на территорию паровозоремонтного завода части подольского завода № 180.

Заводы «Красное Сормово», «Красная Этна», Горьковский металлургический, ЗАТИ поставляли металл, нормали, шоферской инструмент и различные материалы.

Башня танка ГАЗ-60 была установлена со смещением от продольной оси танка влево на 285 мм. Она имела коническую восьмигранную форму и была сварена из стальных катанных бронеплит толщиной 25 мм, при этом бронеплиты бортов башни имели наклон в 25 градусов к вертикальной нормали. В лобовой части башни имелось отверстие в виде прямоугольной ниши для установки пушки и пулемёта и защищающая их броневая маска с толщиной брони 20 мм. Толщина брони крыши танка составляла 13 мм.

В качестве силовой установки на танке был установлен рядный четырёхтактный карбюраторной шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением мощностью 76 л.с. и объёмом 3,480 литра в паре с механической 4-ступенчатой коробкой передач с демультипликатором, в состав которой были включены однодисковый фрикцион, ступенчатый карданный вал, коническая главная передача, два бортовых многодисковых фрикциона и два однорядных простых бортовых редуктора.

Танк мог развивать максимальную скорость по шоссе до 45 км/час и имел запас хода 450 км.

Ходовая часть танка ГАЗ-60 имела индивидуальную торсионную подвеску без амортизаторов для всех четырёх опорных односкатных катков диаметром 550 мм. с резиновыми бандажами по каждому борту. Опорные катки были изготовлены либо литьём в спицованном исполнении, либо штамповкой – в сплошном. По крайним узлам подвески к бронекорпусу при помощи сварки крепились ограничители хода с резиновыми буферами для балансирной подвески. Ведущие колёса цевочного типа были расположены сзади и оснащены съёмными зубчатыми венцами. Ленивцы также были установлены сзади и оснащены механизмами натяжения гусениц. Гусеницы по своему типу были мелкозвенчатыми, двухгребневыми с шириной трака 260 мм. Верхняя составляющая гусеницы опиралась на три малых поддерживающих катка с каждого борта.

В качестве основного вооружения была использована автоматическая нарезная пушка ТНШ калибром 20 мм, которая на цапфах была установлена в башне танка. Боекомплект к пушке состоял из 750 выстрелов, которые для автоматической подачи снаряжались в ленту по 58 штук при 58 разъёмных звеньях. Лента была уложена в коробку, которая крепилась на кронштейнах внизу пушки. Двадцать запасных коробок с лентами были размещены вдоль стенок боевого отделения в корпусе. Во время стрельбы гильзы выбрасывались за пределы танка, а пустая лента сбрасывалась на днище корпуса.

В качестве спаренного с пушкой, со смещением в левую сторону, устанавливался пулемёт ДТ калибром 7,62-мм. Боекомплект к нему состоял из 945 патронов в 15 дисковых магазинах.

С сентября 1941 года на Горьковском автозаводе начался серийный выпуск танков ГАЗ-60. Уже 21 октября директор автозавода Лоскутов получил правительственную телеграмму от Сталина с заданием в течение ближайших 1-2 дней резко увеличить выпуск танков для защиты Москвы. Для выполнения этого требования оборудование на заводе расположили по новому плану, пересмотрели технологическую цепочку изготовления узлов и деталей, в короткие сроки были изготовлены новые инструменты, штампы и приспособления, а также был расширен конвейер по сборке танков в кузовном корпусе.

21 ноября Лоскутов доложил Сталину: «Автозаводцы выпускают сейчас не по 15, а по 20 танков в сутки. Если в октябре 1941 года предприятием было выпущено 216 танков, то в ноябре – уже 480, а в декабре – 625 боевых машин».

Из воспоминаний Н.А. Астрова: «Незадолго до срока, установленного ГКО до начала выпуска Т-60, нам стало ясно, что… поставщик бортовых передач не справляется с этой задачей. До начала выпуска танков осталось 12 дней. Тогда автозавод решил взять производство бортовых передач на себя. За короткий срок изготовили всю необходимую оснастку… Работа велась в бешеном темпе. Сейчас, чтобы наладить серийное производство подобного узла, нужно много месяцев… Тогда же это было сделано меньше чем за две недели».

С августа 1941 до февраля 1943 года на Горьковском автозаводе было собрано 2962 лёгких танка ГАЗ-60 (Т-60), а затем ему на смену пришёл более мощный лёгкий танк Т-70.


  По материалам сайта rus-texnika.ru


                Рейтинг@Mail.ru