ГАЗ-11-51 (ГАЗ-51)


ГАЗ-11-51
Первый ГАЗ-11-51 с колёсными дисками от ГАЗ-АА

ГАЗ-11-51
ГАЗ-11-51

ГАЗ-11-51

ГАЗ-11-51
ГАЗ-11-51 на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве

  К концу 1930-х годов ГАЗ-ММ начал морально и технически устаревать и ему на замену требовался более грузоподъёмный и мощный грузовик. Опыт постройки ГАЗ-АА с мотором Dodge D5, выпуск которого налаживался в СССР под обозначением ГАЗ-11, оказался неудачен, так как планировалось, что с увеличением мощности мотора возрастет и грузоподъёмность автомобиля до 2 тонн. Однако проведенные испытания показали, что базовое шасси не имело запаса прочности и под увеличившуюся нагрузку требовалось такое количество доработок, что проще было разработать новое шасси.

  В феврале 1937 года на Горьковском автозаводе в инициативном порядке без указания сверху под руководством ведущего конструктора Владимира Михайловича Кудрявцева началось проектирование нового грузового автомобиля с новым отечественным двигателем ГАЗ-11, который получил индекс ГАЗ-11-51 (ГАЗ-51).

  Так как отечественный мотор ещё не был запущен в производство, то главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт и директор С. Дьяконов при проектировании автомобиля решили воспользоваться технологические чертежи и двигатели Dodge D-5, купленные в САСШ (США).

  Новый грузовик принципиально отличался от предшественника ГАЗ-ММ и получил прогрессивную компоновку со слегка сдвинутыми вперед двигателем и кабиной, что позволило увеличить размер и вместительность грузовой платформы, а также ряд других усовершенствований:

    раму с увеличенной до 150 мм. высотой лонжеронов, в конструкцию которой была введена крестообразная поперечина в районе задней оси для обеспечения хорошей связи между лонжеронами в продольном направлении;

    на задней поперечине рамы, в месте крепления буксирного приспособления были установлены специальные разгрузочные раскосы, так как с более мощным мотором грузовик имел более расширенные буксировочные возможности;

    новое буксирное приспособление для работы с прицепами средней грузоподъёмности;

    взамен рессорной подвески с единственной поперечно расположенной полуэллиптической рессорой, шарнирно заделанной на раме в двух точках, на новом грузовике были запланированы полуэллиптические рессоры для каждого колеса с дополнительными подрессорниками у задних рессор;

    новую переднюю ось, с поворотными кулаками увеличенного размера;

    центробежное сцепление и рулевое управление «червяк – двойной ролик», которые требовали приложения намного меньших усилий водителя;

    тормоза с механическим приводом остались прежними, так как были надежнее и неприхотливее в эксплуатации тормозов с гидравлическим приводом;

    коробка передач также осталась прежней, однако карданная передача для повышения надежности стала двойной с промежуточной опорой;

    грузовик получил комфортабельную цельнометаллическую кабину с новым современным оперением и фарами.

  В июне 1938 года приступили к изготовлению узлов для двух опытных образцов ГАЗ-51, а в январе 1939 года началась сборка первого грузовика, который с мая по июль 1940 года проходил дорожные испытания.

  Второй опытный образец был собран ближе к концу 1939 года и летом 1940 года представлен на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

  Серийный выпуск ГАЗ-51 был запланирован на 1942 год, однако эти планы нарушило начало Великой Отечественной войны.

  К тому же, чтобы внедрить поточное производство новых кабин, требовалось закупить дорогостоящие штампы и переоснастить часть оборудования, на что у завода не было финансовых средств. Новый грузовик был создан скорее для поддержания престижа: в 1938 году ведущие автозаводы страны представили прототипы грузовиков второго поколения – ЗИС-15 и Яг-7.



  Страница подготовлена с использованием материалов сайта rus-texnika.ru.


                Рейтинг@Mail.ru