ГАЗ-70 (Т-70)Опытный танк ГАЗ-70, заводской двор ГАЗ им. Молотова, февраль 1942 года
Танк ГАЗ-70 (Т-20)
В октябре 1941 года стало ясно, что новый лёгкий танк Т-60, выпуск которого был налажен в сентябре, практически бесполезен на поле боя. Дело в том, что он имел слишком слабые вооружение и броню, которую легко пробивали вражеские танки. Исправить данные недостатки без кардинального изменения конструкции было невозможно, так как его двигатель и коробка и так работали в перенапряженном режиме. Рост массы танка, который неизбежен при усилении брони и вооружения, вывел бы эти агрегаты из строя. В конце октября 1941 года специалисты конструкторского бюро Горьковского автозавода приступили к разработке нового танка, который получил индекс ГАЗ-70 или военное обозначение Т-70. Работа шла очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приёма, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины были выполнены в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размеров 7х3 метра, которые были окрашены белой эмалью и разбиты на квадраты размером 200х200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид – продольный разрез – были наложены план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи, которые включали в себя все детали и узлы внешнего и внутреннего оборудования танка, выполняли максимально подробно и в дальнейшем они служили основой для контроля при сборке опытного образца. Конструкция и описаниеЛёгкий танк Т-70 имел классическую конструкцию, с передним расположением трансмиссии. Место водителя-механика было расположено в носовой части корпуса у левого борта, а место командира танка – во вращающейся башне, смещенной к левому борту. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, которые составляли единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса находились впереди. Корпус сваривался из катанных бронелистов, которые имели толщину 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. В особо ответственных местах сварные швы были усилены клёпкой. Лобовые и кормовые листы бронекорпуса имели рациональные углы наклона. Сварная гранённая башня из бронелистов толщиной 35 мм. была установлена на шариковой опоре в средней части корпуса. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемёта и телескопического прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка был установлен перископический зеркальный прибор наблюдения, который обеспечивал командиру круговой обзор. Также в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации. Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, которая была размещена в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейные танки устанавливали светосигнальное устройство для внутренней связи командира с водителем-механиком и внутреннее переговорной устройство ТПУ-2. В качестве вооружения на танке Т-70 была установлена 45-мм танковая пушка образца 1938 года и слева от неё спаренный пулемет ДТ. Орудие было смещено вправо от продольной оси башни, что обеспечивало большее удобство для работы командира. Шестерёнчатый механизм поворота башни был установлен слева от командира, а винтовой подъёмный механизм спаренной установки справа. Пушка имела спусковой ножной механизм, который осуществлялся путём нажатия на правую педаль, а пулемета – на левую. Боекомплект состоял из 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки и 945 патронов для пулемёта ДТ. В качестве силовой установки был выбран мотор ГАЗ-203, который состоял из двух четырёхтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей были соединены при помощи муфты с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом, что позволило предотвратить поперечные колебания. Для каждого двигателя батарейная система зажигания, система смазки и топливная система были независимыми. Танк был оборудован двумя топливными баками общей ёмкостью 440 литров, которые были расположены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. Трансмиссия танка Т-70 состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, четырёхступенчатой коробки передач автомобильного типа, главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных от грузовика ЗИС-5. В состав движителя с каждого борта входили: ведущие колёса со съёмным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака с шагом 98 мм. Конструкция направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска – индивидуальная торсионная. В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 тонны, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км. Сборка и испытанияВ конце декабря 1942 года для первого танка был изготовлен корпус и отлита башня конструкции В.Дедкова. Одновременно с литой был разработан и сварной вариант башни. В январе 1942 года приступили к сборке, которая по ряду причин была закончена только 14 февраля. Затем танк был отправлен в Москву и показан там представителям Главного автобронетанкого управления. Военные отнеслись к новому танку довольно прохладно, так как по бронезащите он лишь незначительно превосходил Т-60 и имел возросшую массу благодаря установке 45-мм пушки, а мощь вооружения нивелировалась лишь одним местом для человека в башне, который должен выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Однако главной конструктор Н.А. Астров обещал в короткий срок устранить все недостатки. Затем были проведены испытания опытного образца танка Т-70 и пробные стрельбы из основного оружия. Новый танк в сравнении с предшественником имел более высокую удельную мощность (15,2 л.с./т против 11 л.с./т), более мощное оружие (45-мм пушка вместо 20-мм) и усиленную броневую защиту (45-мм броня вместо 20-35-мм). По результатам испытания новый танк постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) от 6 марта 1942 года был принят на вооружение Красной армии. Спустя два дня вышло следующее постановление ГКО о производстве танка с апреля на заводах № 37 и № 38, а также Горьковском автозаводе. Однако новый танк требовал вдвое больше деталей в сравнении с прежним танком, при этом не удалось наладить производство башни и Горьковскому автозаводу в спешном порядке пришлось обеспечивать документацией на сварную башню другие заводы. Танк Т-70 выпускался с весны по ноябрь 1942 года, а затем ему на смену пришёл модернизированный Т-70М. Применение танков Т-70 во время Великой Отечественной войныВ состав танковых и механизированных корпусов могли входить танковые бригады, состоящие из 32 танков Т-34 и 21 танка Т-70. Однако к весне 1944 года данная модель танка была исключена из штатов танковых частей Красной армии, но в некоторых бригадах их продолжали эксплуатировать ещё довольно долго. Первыми новые танки получили 157-я и 162-я отдельные танковые бригады, которые были сформированы в городе Муроме в первой половине 1942 года, в каждой из этих бригад насчитывалось по 65 таких машин. Ещё до начала боевых действий обе бригады были переформированы на более традиционный штат смешанной организации. Боевое крещение новые танки получили в ходе боёв на юго-западном направлении в июне-июле 1942 года, где понесли значительные потери. Уже первые бои показали их низкие боевые качества, недостаточную бронезащиту при использовании танков в качестве поддержки пехоты и слабое вооружение, которое не позволяло вести борьбу с немецкими средними танками. Однако в умелых руках танк Т-70 был грозным оружием. Так, 6 июля 1943 года в боях за деревню Поковку на Обояньском направлении экипаж танка под командованием лейтенанта В.В. Павловича из 49-й гвардейской танковой бригады смог подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру». Большое количество танков Т-70 участвовало в Курской битве. Так, танковые войска Центрального фронта накануне сражения располагали 1652 танками, из которых 369 штук или 22% были танки данной модели. Нередко эти танки использовали для таранов. Например, в журнале боевых действий 150-й танковой бригады, которая действовала в составе 40-й армии Воронежского фронта в январе 1943 года, сохранилась следующая запись: «Старший лейтенант Захарченко и механик-водитель старший сержант Кривко, отражая контратаки танков и израсходовав снаряды, со своей ротой пошли на таран немецких танков. Захарченко сам лично протаранил два танка и взял в плен командира и начальника штаба 100-го танкового батальона особого назначения». В годы Второй мировой войны помимо Красной армии танк Т-70 состоял на вооружении Войска Польского в количестве 53 экземпляров и Чехословацкого корпуса в количестве 10 экземпляров. Тактико-технические характеристики Т-70: Длина 4285 мм. Ширина 2420 мм. Высота 2035 мм. Клиренс 300 мм. Вооружение: пушка 20К образца 1934 года калибра 45 мм. пулемет ДТ образца 1929 года калибра 7,62 мм. Средства связи: переговорной устройство ТПУ-2 на командирских танках радиостанция 12РТ или 9Р Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 28 град. ширина рва 1 м. высота стенки 0,6 м. глубина брода 0,9 м. Максимальная скорость 45 км/час Запас хода 250 км. Характеристики пушки: Высота линии огня 1540 мм. Угол наклона спаренной установки по вертикали от -6 до +20 град. Прицельная дальность стрельбы 3600 м. Максимальная дальность стрельбы 4800 м. Скорострельность 12 выстр./мин. Двигатель ГАЗ-203, разработанный для ГАЗ-70
Продольный разрез ГАЗ-70
Т-70 оказался подходящей базой для различного рода опытно-конструкторских работ. На опытных машинах исследовались вопросы улучшения эргономики и усиления вооружения базового варианта, прорабатывались образцы так называемых «зенитных танков» — мобильных средств ПВО танковых частей на основе шасси «семидесятки». В 1942-1944 годах на базе Т-70 были разработаны, построены и испытаны следующие опытные машины: Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37 — проект КБ завода № 37 под руководством Н.А. Попова. Эта опытная машина была построена летом 1942 года и отличалась от серийного танка только устройством башни и основным вооружением. В качестве последнего предусматривалась 37-мм автоматическая пушка конструкции Б.Г. Шпитального с углами возвышения от −4 до +77°, оснащённая телескопическим прицелом для стрельбы по наземным целям и коллиматорным прицелом К-8Т для стрельбы по воздушным целям. Боекомплект орудия составлял 200 выстрелов в 10 магазинах, на походе оно стопорилось двумя стойками на лобовой бронеплите танка. Пулемёт не предусматривался, башня по сравнению со штатной была существенно расширена. Тем не менее, проведённые в декабре 1942 года испытания показали, что эргономика боевого отделения оказалась неудовлетворительной, а потому на вооружение РККА и в серийное производство данная машина не принималась. Т-70 с 45-мм пушкой ВТ-42 — проект КБ ГАЗ и ОКБ № 172 1942-1943 годов. От базового варианта этот танк отличался только установкой новой более мощной 45-мм пушки ВТ-42 в штатной башне. Орудие ВТ-42 было разработано в ОКБ № 172 под руководством И.И. Иванова и по своей сути являлось танковым вариантом 45-мм противотанковой пушки образца 1942 года (М-42). От стандартной пушки 20-К ВТ-42 отличалась более длинным стволом (длина 68,6 калибра), конструкцией противооткатных устройств и горизонтальным расположением клинового затвора. В 1943 году было изготовлено два опытных образца Т-70 с пушкой ВТ-42, которые успешно выдержали испытания, но к моменту их завершения сам Т-70 был снят с производства. Поэтому было решено продолжить работы по установке пушки ВТ-42 в лёгкий танк Т-80. Т-70 с двухместной башней — проект КБ ГАЗ под руководством Н.А. Астрова, вторая половина 1942 года. С целью улучшения эргономики и уменьшения функциональной нагрузки на командира «семидесятки» конструкция башни была переработана, чтобы разместить в ней заряжающего. Чтобы сохранить характеристики подвижности при возросшей массе, двигательная установка была форсирована. Суммарную мощность «спарки» ГАЗ-203Ф довели до 170 л.с. (125 кВт) при 3600 об/мин за счёт повышения степени сжатия и коэффициента наполнения цилиндров. Усовершенствованная «спарка» могла также устанавливаться на серийные Т-70. Опытный образец изготовили к 27 сентября 1942 года и завершили его испытания 2 октября. По их результатам конструкция была пересмотрена в сторону усиления узлов ходовой части, утолщения бортовой брони и увеличения максимального угла возвышения пушки до +65°, для чего пришлось заново изготовить башню. Получившийся прототип получил обозначение 0-80, был успешно испытан в декабре 1942 года и принят на вооружение РККА под названием Т-80. Двухместную башню рекомендовали и для оснащения Т-70, но этого так и не было сделано. Т-70-З — проект зенитного танка КБ завода № 37 под руководством Н.А. Попова. От серийного Т-70 эта машина оснащалась переделанной башней, куда устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта ДШК с углом возвышения до +85°. Вместе с аналогичным по назначению зенитным танком Т-90 Т-70-З участвовал в сравнительных испытаниях в декабре 1942 года, которые не выдержал из-за неуравновешенности качающейся части оружейной установки. Этот недостаток исключал ведение прицельного огня как по наземным, так и по воздушным целям. Т-90 — проект зенитного танка КБ ГАЗ под руководством Н.А. Астрова, большую роль в создании машины сыграли инженеры Василевский и Маклаков. От серийного Т-70М эта машина оснащалась переделанной башней, куда устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта ДШК с углом возвышения до +85°. Предварительные испытания Т-90 прошёл с 12 по 18 ноября 1942 года, а с 5 по 12 декабря выдержал сравнительные испытания с танком Т-70-З. По сравнению с ним лучшая конструкция установки пулемётов позволила вести прицельный огонь по воздушным и наземным целям. Однако был отмечен и ряд недостаткови — функциональная перегруженность командира машины, низкая скорость горизонтальной наводки и задержки пулемётов при стрельбе. При их устранении Т-90 рекомендовался к принятию на вооружение РККА, но впоследствии к этому классу машин сменились тактико-технические требования, и все работы по доводке Т-90 были прекращены. ГАЗ-71 (СУ-71) — самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой ЗиС-3Ш. (1942 год). Выпущено 2 опытных экземпляра. ГАЗ-72 (СУ-11) — зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой 61К. (1942 год). Выпущен 1 опытный образец. СУ-76, ГАЗ-15-126 (СУ-76М) — самоходные установки на базе Т-70 и Т-70М соответственно, с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1942-1946 годы). Выпущено 560 шт. СУ-76 и 13732 шт. СУ-76М. СУ-15 — предсерийный образец СУ-76 на базе Т-70. (1943 год). Изготовлен 1 опытный образец. СУ-16 — самоходная установка на базе Т-70, предполагавшаяся для замены в войсках СУ-76. (1943 год). Изготовлено несколько опытных образцов. ГАЗ-74 (СУ-74Б) — самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1943 год). Выпущен 1 опытный экземпляр. СУ-57Б — самоходная установка на базе Т-70 с 57-мм пушкой ЗиС-4 с двигателем ЗиС-16Ф. (1943 год). Выпущен 1 опытный экземпляр. ГАЗ-74Д (СУ-74Д) — самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой Ф-34 и с двигателем GMC 4-71. (1943 год). Изготовлен 1 опытный образец. ГАЗ-75 — самоходная установка на базе Т-70 с 85-мм пушкой Д-5С-85А. (1944 год). Изготовлен 1 опытный образец. ГАЗ-76Д (СУ-76Д) — модификация самоходной установки ГАЗ-74 с увеличенной лобовой бронёй, с 76-мм пушкой С-1 и дизельным двигателем. (1944 год). Т-70КНП — командно-наблюдательный пункт для управления огнём самоходных частей и артиллерии. (1943 год). Изготовлено 5 шт. ЗСУ-37 — серийная зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой образца 1939 года (1944 год). Изготовлено 75 установок. Артиллерийский тягач Т-70 — войсковые переделки Т-70 в артиллерийский тягач. Количество таких переделок неизвестно. Помимо совершенствования конструкции танка в целом, велись опытные работы по улучшению его отдельных узлов и агрегатов. Интересным техническим решением, позволяющим несколько снизить функциональную перегруженность командира, было опробование кассетного заряжания 45-мм пушки. В одной кассете к орудию размещалось три бронебойных унитарных патрона, которые автоматически перезаряжались после выстрела, а время смены кассеты не превышало времени перезарядки штатного орудия. Испытания устройства кассетного заряжания прошли успешно, но его внедрение требовало переделки конструкции пушки, что было сочтено неприемлемым для серийного производства. | ||||