ГАЗ-42


ГАЗ-42
Предсерийный ГАЗ-42

ГАЗ-42
Серийный ГАЗ-42

ГАЗ-42
Образцово-показательный ГАЗ-42

ГАЗ-42
Шасси ГАЗ-42

ГАЗ-42
Упрощённый ГАЗ-42 военного времени

  В конце 1930-х годов Горьковскому автозаводу было поручено перейти на выпуск собственных газогенераторных установок, при этом по плану уже в 1940 году ГАЗ должен был выпустить 10 тысяч газогенераторных автомобилей и дополнительно 2 тысячи газогенераторных установок.

  Было принято решение организовать на Горьковском автозаводе выпуск газогенераторных установок НАТИ-Г14, которые неплохо себя показали во время автопробега газогенераторных автомобилей 1938 года. Но на практике стало понятно, что при существующей конструкции НАТИ-Г14 организовать её серийное производство практически невозможно, так как технология изготовления некоторых узлов совершено не отвечала стандартам Горьковского автозавода. Тогда техотдел ГАЗа в 1938 году заново переработал конструкцию газогенераторной установки, которая затем монтировалась на шасси ГАЗ-ММ и получила обозначение ГАЗ-42. Вес новой газогенераторной установки снизился с 415 до 250 кг. и она стала многотопливной: в качестве основного топлива служил мелкий древесный уголь, а с меньшим КПД могли использоваться древесные чурки и торфяные брикеты.

  Для организации нового газогенераторного грузовика к концу 1938 года на автозаводе была создана необходимая производственная база: сделаны инструменты и приспособления, разработана технология изготовления каждой детали.

  Первый грузовой газогенераторный автомобиль ГАЗ-42 был собран 26 января 1939 года. Горьковский автозавод принял обязательство за два месяца, к открытию XVIII съезда ВКП(б) построить 500 газогенераторных грузовиков. Данное обещание было выполнено, и 10 марта 1939 года на склад годовой продукции был сдан 500-й газогенераторный грузовик. Однако реально в этой партии было всего 140 грузовиков ГАЗ-42 с газогенераторными установками собственного производства, а на остальные 360 автомобилей были смонтированы газогенераторные установки московского завода «Комега».

  За кабиной к раме грузовика крепилась газогенераторная установка ГАЗ-42 весом 250 кг. С левой стороны к раме крепился бункер для сжигания топлива, с правой стороны рамы – фильтр тонкой очистки, а под грузовой платформой располагался фильтр грубой очистки. За левым передним крылом находился раздувочный вентилятор, который подавал воздух в бункер для лучшего горения топлива.

  При горении топлива в бункере выделялся углекислый газ, который входя в соприкосновения с раскалённым углем терял часть кислорода. В свою очередь этот кислород входил в соединение с углеродом топлива и образовывал окись углерода. В результате этой реакции часть углекислого газа восстанавливалась в окись углерода, то есть горючий газ. Из бункера горючий газ поступал в фильтр грубой очистки, где охлаждался и смешивался с воздухом. Далее эта смесь поступала в фильтр тонкой очистки, а уже оттуда в двигатель. На 100 км. пути расходовалось 35 кг. деревянных чурок.

  За газогенераторной установкой на раму устанавливалась укороченная грузовая платформа с откидными бортами, которая была спроектирована советскими инженерами ещё в 1930 году.

  Во время Великой Отечественной войны с 1942 года с целью экономии выпускался упрощенный вариант ГАЗ-42 с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей, без глушителя, бампера и передних тормозов, крылья были выполнены путём гибки из низкосортного (кровельного) железа, а грузовая платформа оснащалась только задним откидываемым бортом.

  С 1939 по 1946 год на Горьковском автозаводе было собрано 31956 газогенераторных автомобиля ГАЗ-42 как с газогенераторными установками собственного производства, так и производства московского завода «Комега».



  Страница подготовлена с использованием материалов сайта rus-texnika.ru.


                Рейтинг@Mail.ru