ЗИЛ-135ЛМП


ЗИЛ-135ЛМП
Модернизированное многоцелевое шасси ЗИЛ-135ЛМП

Модернизированное облегчённое шасси ЗИЛ-135ЛМП было построено в феврале 1972 года, в марте 1975 года принято на вооружение. От прежних машин этот вариант отличался новыми телескопическими амортизаторами в подвеске, более мощным пневматическим усилителем в тормозной системе и отопителем кабины повышенной эффективности. Его главным внешним отличием являлся кожух с дополнительным оснащением, вынесенный на переднюю облицовку кабины, а на поздних выпусках 135ЛМП появились укрупненные зеркала заднего вида, двухцветные стекла габаритных огней и боковые повторители указателей поворота. Это шасси применяли в основном для монтажа новой СПУ 9П140 наиболее мощной на тот момент реактивной системы залпового огня (РСЗО) 9К57 "Ураган". По сравнению с ЗИЛ-135ЛМ снаряженная масса шасси 135ЛМП сократилась на 700 кг. (до 10,2 т.), полная составила 19,6 т. Контрольный расход топлива повысился до 100 л. на 100 км, запас хода снизился до 520 км.


ЗИЛ-135ЛМП

ЗИЛ-135ЛМП
Пусковая установка 9П113 комплекса 9К52 "Луна-М" на базе ЗИЛ-135ЛМП. 1975 год

После прекращения выпуска ТРК "Луна-М" на шасси ЗИЛ-135ЛМ для Советской Армии, поставки в страны Варшавского договора и Ближнего Востока продолжались до 1986 года на модернизированном шасси 135ЛМП.


ЗИЛ-135ЛМП
Пусковая установка 9П140 системы залпового огня 9К57 "Ураган" на шасси ЗИЛ-135ЛМП

Новая система залпового огня с 1968 года разрабатывалась в тульском ГНПП "Сплав" под кодовым наименованием "Град-3" и снабжалась 20 трубчатыми направляющими. В соответствии с решением Министерства обороны в 1969 году работы по ней перенесли на Пермский артиллерийский завод, где на шасси ЗИЛ-135ЛМ построили макетный образец новой 16-зарядной РСЗО. Первый опытный образец пусковой установки 9П140 или боевой машины БМ-27 на новом шасси ЗИЛ-135ЛМП был изготовлен в феврале 1972 года. По завершении государственных испытаний в 1975 году ее серийное изготовление начал осваивать Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года – ОАО "Мотовилихинские заводы"). В марте 1975 года РСЗО поступила на вооружение под кодовым обозначением 9К57 "Ураган". Авиатранспортабельная СПУ 9П140 снабжалась трехрядным пакетом из 16 гладкостенных направляющих трубчатого типа диаметром 220 мм. с винтовыми П-образными пазами. Его монтировали на платформе, снабженной электрическим приводом механизмов вертикального и горизонтального наведения и поворачивавшейся на угол 240º. С этой установки производилась стрельба различными видами неуправляемых реактивных снарядов серии 9М27 длиной 4,8–5,2 м. и массой 270–280 кг., а также кассетными ракетами дистанционного минирования 9М59 с девятью противотанковыми минами. При использовании боевых ракет такая система обеспечивала дальность поражения от 8,5 до 34 км, причем поражаемая одним залпом площадь достигала 43 гектаров. Время её перевода из транспортного положения в боевое не превышало трёх минут, продолжительность одного залпа – от 8,8 до 20 с. В комплект СПУ входили приборы ночного видения, радиационной разведки, радиостанция Р-123М, стойки для личного оружия. В разных условиях стрельб боевой расчет составлял 4–6 человек. Габаритные размеры машины в походном положении – 9630x2800x3225 мм, в боевом – 10830x3040x5240 мм. Собственная масса незаряженной СПУ – 15,1 т, боевая – 20,2 т. Максимальная скорость по шоссе с полной нагрузкой – 65 км/ч. Запас хода – 500 км.


ЗИЛ-135ЛМП
Транспортно-заряжающая машина 9Т452 системы 9К57 "Ураган" на шасси ЗИЛ-135ЛМП

Для транспортировки и заряжания РСЗО "Ураган" служила ТЗМ 9Т452 на шасси 135ЛМП, параллельно с ней прошедшая весь цикл от разработки до серийного выпуска на Мотовилихинских заводах. Она снабжалась низкобортной цельнометаллической платформой и служила для одновременной транспортировки 16 реактивных снарядов для обеспечения одного запуска, которые помещались на двух подвижных тележках со специальными стойками с круглыми пазами. Перегрузка ракет на СПУ производилось с помощью собственного складного гидрокрана-манипулятора центрального расположения грузоподъемностью 300 кг с электроприводом рабочих механизмов и откидной площадкой для оператора. Весь процесс перезаряжания занимал не более 15 минут. Расчет ТЗМ составлял три человека, боевая масса – 20 т.

Система "Ураган" применялась в основном в Советской Армии и ряде братских стран. Она принимала участие в военных действиях на Ближнем Востоке, в Афганистане, Чечне и Южной Осетии. После развала СССР этот комплекс остался на вооружении практических всех бывших союзных республик.


Литература:
Е.Д. Кочнев Секретные автомобили Советской Армии.

                Рейтинг@Mail.ru