ЗИЛ-135К


ЗИЛ-135К
Шасси ЗИЛ-135К с округлой пластиковой кабиной над двигателем, 1960 год.

ЗИЛ-135К
Второй образец ЗИЛ-135К с угловатой стеклопластиковой кабиной, 1961 год.

ЗИЛ-135К
Прототип установки 2П30 комплекса 2К17 на первом варианте шасси.

ЗИЛ-135К
Пусковая установка 2П30 в боевом положении на шасси с новой кабиной.

ЗИЛ-135К
Автомобили ЗИЛ-135К с комплексами 2К17 в ожидании парада.

Два первых длиннобазных шасси ЗИЛ-135К грузоподъемностью 10,5 т. собрали в Москве в мае 1960 года с перспективой размещения на них пусковой установки 2П30 комплекса 2К17 с транспортно-пусковым контейнером (ТПК), в котором находилась фронтовая крылатая ракета С-5 (ФКР-2 или 4К95) с фугасной, ядерной или химической боеголовкой, с дальностью полёта до 500 км. Буквально по завершении первых пробных испытаний самоходных пусковых систем Постановлением Совмина от 7 сентября 1961 года было принято решение о передаче производства шасси 135К на БАЗ и сборке до конца года шести машин. После провала этого задания на ЗИЛе изготовили еще нескольких шасси для установок 2П30 и представили их на военном параде в Москве. По настоянию Н.С. Хрущева комплекс 2К17 официально поступил на вооружение 30 декабря 1961 года. В январе следующего года на БАЗ была передана техническая документация на машину 135К. Ее сборка из привезенных с ЗИЛа агрегатов началась в октябре 1962-го, и до конца года изготовили 55 шасси.

Все агрегаты ЗИЛ-135К длиной 11,4 м. не составляли единого блока, а были разнесены вдоль всей рамы и соединялись между собой длинными карданными валами. В 1960 году первый образец получил округлую стеклопластиковую кабину от модели ЗИЛ-135Е. В апреле 1961 года её сменила упрощенная трехместная пластиковая конструкция, смонтированная над моторным отсеком с алюминиевым поддоном и получившая плоскую переднюю панель с обратным наклоном трех лобовых стекол, исключавшим демаскирующее бликование. В остальном ЗИЛ-135К конструктивно не отличался от обычных шасси ЗИЛ-135Е.

На испытаниях автомобиль преодолевал рвы шириной 2,4 м. и подъёмы крутизной 29°, но на обычных дорогах из-за чрезмерной длины у него еще сильнее проявлялись две зоны резонансных колебаний, а при движении на малых скоростях — монотонные подпрыгивания всей машины.

Брянское шасси ЗИЛ-135К практически ничем не отличалось от московских прототипов. На нем также стояли два 180-сильных мотора ЗИЛ-375Я, две автоматические коробки передач и угловатая кабина из стеклопластика с двумя светомаскировочными фарами. Для машины, предназначенной в основном для работы на ровных дорогах с небольшими пробегами, наличие подвески не считалось обязательной необходимостью. Автомобиль с пусковой установкой весил 21 т., имел допустимую скорость движения на шоссе 35-40 км/ч и на местности – 20-25 км/ч. Практически все выпущенные шасси поступали на московский завод "Дзержинец" под комплектацию ракетными комплексами 2К17. В августе 1964 года появилась опытная СПУ 9П123 новой ракетной системы 2К17М. Она являлась несущественной модернизацией варианта 2П30, приспособленного для пуска крылатых ракет С-5М (ФКР-2М или 9М78) с новой системой управления, позволявшей огибать препятствия во время полета. Её испытания закончились неудачей. Все крылатые ракеты серии С-5 были сняты с вооружения, и вместе с ними прекратилась сборка автомобилей ЗИЛ-135К. До конца 1964 года Брянский автозавод собрал 80 шасси 135К, затем их место заняли многоцелевые машины ЗИЛ-135ЛМ.


ЗИЛ-135К

                Рейтинг@Mail.ru