БАЗ-69501 (БАЗ-6950М) семейство "Вощина"Бортовой автомобиль БАЗ-69501, 1989 год
Пункт боевого управления комплекса 9С52М "Поляна-Д4М" на шасси БАЗ-69501, 1990 год
Макетная пусковая установка Бр-1555-1 на шасси БАЗ-69501, 1991 год
Модернизированное многоцелевое специальное шасси БАЗ-69501 выпускалось с 1985 по 1993 год, предназначалось для монтажа оборудования, вооружения и военной техники массой до 14 тонн. Важнейшей технической причиной создания БАЗ-69501 являлись существенные недостатки танкового двигателя УТД-25 (низкий моторесурс, плохая приспособленность к работе при пониженных температурах и др.), а также появление сравнительно недорогих и надежных автомобильных дизелей КамАЗ массового изготовления. Решение о переходе на эти силовые агрегаты было принято в Министерстве обороны в августе 1985 года, что привело к созданию первых модификаций предыдущих сухопутных машин 6950 и амфибии 6944. Первоосновой будущего шасси 69501 был макетный прототип 6950М, разработанный ведущим конструктором В. И. Синакиным под руководством Ю. И. Мосина и изготовленный в декабре 1985 года. Летом следующего года он успешно завершил заводские пробеговые испытания до Памира и обратно, затем прошел приёмочные военные тесты. После доработок вариант 69501 был рекомендован к производству и принят на вооружение в 1989 году. Его изготовление началось в июле 1988 года и завершилось в 1993, когда поставки моторов с КамАЗа прекратились. Впоследствии многочисленные производные варианты этого шасси изготовляли в единичных экземплярах или мелкими сериями под заказы Минобороны и для гражданских нужд до конца 90-х. По агрегатной базе шасси БАЗ-69501 было унифицировано с плавающей машиной 69441 и оснащалось всеми атрибутами сухопутного средства транспорта от модели 6950. Его силовая схема представляла две параллельные системы привода от серийных грузовиков КамАЗ-5320 с устройствами синхронизированного управления, дополненные двумя оконечными цепочками бортовых передач. Каждая из них включала дизельный двигатель КамАЗ-740 с предпусковым подогревателем и электростартерным запуском, сухое двухдисковое сцепление, механическую синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач КамАЗ-14, двухступенчатую раздаточную с блокируемым дифференциалом и две одноступенчатые коробки отбора мощности (на 35 и 82 л.с.). Усиленная сварная рама снабжалась лонжеронами П-образного сечения. Кабина оборудовалась более эффективной фильтровентиляционной установкой ФВУА-100, дегазационным комплектом ИДК-1 и прибором ночного видения ПНВ-57Е. Все остальные агрегаты и узлы в целом не отличались от предшественника БАЗ-6950. В транспортном исполнении автомобиль снабжался цельнометаллической бортовой платформой, а для монтажа оборудования служила открытая часть рамы с монтажной длиной 6,7 м. и погрузочной высотой 1115 мм. На шасси 69501 устанавливали модернизированный пункт боевого управления МП06М автоматизированного комплекса 9С52М "Поляна-Д4М" для управления боевыми действиями бригад ПВО, вооруженных зенитными ракетными комплексами С-300 или "Бук". Он являлся развитием первого комплекса "Поляна-Д4" для установки на шасси 6950, принятого на вооружение в 1986 году. Его доработанный вариант Д4М с новой аппаратурой передачи данных разрабатывался с 1987 года и на снабжение Советской Армии поступил в 1990 году. Всё его оборудование было смонтировано в каркасно-металлическом фургоне СКН-6950 московского предприятия МОЭЗСА. В нем размещались автоматизированные рабочие места командира бригады, офицеров боевого управления, представителя ВВС, начальника разведки, операторов, инженеров и связистов. Комплекс обеспечивал автоматизированное планирование боевых операций и управление ими, автоматический сбор и обработку радиолокационной информации, распределение усилий дивизионов по выполнению боевых задач, автоматическую координацию действий ПВО и боевой авиации и т. д. В целом он позволял одновременно отображать до 80 воздушных целей и сопровождать 272 летящих объекта. Время его развертывания и свертывания не превышало 20 минут. Кроме "Поляны" в таких же кузовах размещали пункт управления войсками "Маневр" и машину 7В440 для офицера боевого наведения автоматизированной системы управления ВВС. В 2007-2008 годах на Брянском автозаводе проводился капитальный ремонт шасси 6950 и 69501 для монтажа отремонтированных и модернизированных на Пензенском радиозаводе систем Д4 и Д4М. В начале 90-х годов на шасси 69501 и 69502 прорабатывали проект их применения в качестве базы пусковой установки 9П81 и ТЗМ фронтового ракетного комплекса 9К720 "Искандер" ("Тендер"), разработанного в ЦКБ "Титан" и оборудованного одной или двумя ракетами 9М723 (Р-500) внутри полностью закрытого корпуса, также на шасси 69501 проектировали новую РСЗО "Ураган-1", транспортно-пусковую установку и ТЗМ комплекса беспилотной разведки с летательным аппаратом "Пчела-1", разработанным в ОКБ А.С. Яковлева. В 1991-м был собран единственный макетный образец СПУ с заводским обозначением Бр-1555-1, который произвел несколько запусков на полигоне Капустин Яр. Доработку этой системы решили перенести на более совершенное шасси БАЗ-6954.
В начальный период демократизации России наиболее востребованной машиной на шасси БАЗ-69501 оказался первый отечественный тяжелый водометный автомобиль АБС-40 (69501) "Лавина" для пресечения противоправных действий и массовых беспорядков, поступавший в распоряжение Внутренних войск МВД Российской Федерации. В начале 90-х годов его разработал и изготовил Дмитровский опытно-экспериментальный завод МВД, в настоящее время – Дмитровский филиал Государственного учреждения НПО «Специальная техника и связь». В 1994 году опытные образцы машины "Лавина" построили на одномоторном шасси 695071. Все они имели принципиально одинаковую конструкцию, но отличались комплектацией. На переднем свесе рамы монтировалась массивная угловатая 4-местная бронированная кабина с пулестойким остеклением и защитными решетками на окнах и фарах. За ней помещался автономный бензиновый двигатель ЗИЛ-5091 мощностью 180 л.с., приводивший водяной насос ПН-40УВ производительностью 40 л/с (2400 л/мин). Из цистерны вместимостью около 10000 л. она подавалась на два основных лафетных ствола кругового вращения с ручным управлением и подсветкой, установленных на крыше кабины, и на два вспомогательных на переднем бампере. Дальность подачи воды из них достигала соответственно 60 и 30 м. Эта машина оказалась слишком тяжелой и маломаневренной, поэтому в дальнейшем в производстве находился укороченный вариант "Лавина-М" на шасси артиллерийского тягача БАЗ-69531. Технические характеристики БАЗ-69501: Колёсная формула 8х8 Формула рулевого управления 12-00 Осевая формула 2-2 Грузоподъёмность 14000 кг. Снаряженная масса 17500 кг. Полная масса 31900 кг. Длина 11040 мм. Ширина 3127 мм. Высота 3030 мм. База 1500+3800+1500 мм. Колея 2513 мм. Максимальная скорость 70 км/ч Максимальный запас хода 967 км. Расход топлива: контрольный 60 л/100 км эксплуатационный 80-180 л/100 км Два двигателя КамАЗ-740: дизельные, 4-тактные , V-образные Рабочий объём 10,85 л. Максимальная мощность 210 л.с. Размер шин 1300х530-533 | ||||