Карьерные самосвалы серии БелАЗ-7558 предназначены для транспортирования горной массы в разрыхлённом состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями. Могут использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожномагистральных комплексов, а также в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности.
Разработка первых в мире 90-тонных карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией началась в 2010 году. В середине 2012 года изготовили первый опытный образец. В 2013 году собрали модификацию БелАЗ-75581, в начале 2015 года БелАЗ-75583, а в 2017 году БелАЗ-75585.
Самосвал исполнен в классической для белорусского автопроизводителя компоновке: обилие прямых линий и углов, практичные формы кузовных панелей, а также массивный, но лишь слегка выступающий капот, по краям которого установлены лестницы для подъёма на верхнюю площадку. На площадке с огороженным периметром слева смонтирована кабина, справа расположены шкафы электрооборудования. Сверху площадка полностью прикрывается выступающим вперёд козырьком кузова.
Кабина машины оборудована передним наклонным остеклением, имеет две боковые двери и эргономичный интерьер. Кресло водителя установлено на пневморессорах и имеет широкий диапазон регулировки положений. Также в кабине имеется дополнительное посадочное место для пассажира, регулируемая рулевая колонка, салонный отопитель и кондиционер.
В качестве стандартного кузова на БелАЗ-7558 используется металлический сварной кузов с треугольным боковым профилем. Кузов оборудуется системой обогрева днища, устройством стопорения в поднятом положении и комплексом безопасности стандарта FOPS. Кроме того, конструкция самосвала предусматривает замену стандартного кузова на углевозную платформу с наращенными боковыми бортами. Подъём кузова обеспечивается комплектом телескопических гидроцилиндров с тремя рабочими ступенями (одна двойного действия), рабочая жидкость в которые подается через аксиально-поршневой масляный насос переменной производительности, питающий также контуры тормозных систем и рулевого управления.
Со всеми моторами агрегируется электромеханическая трансмиссия, которая включает тяговый генератор, пару тяговых электромоторов, два редуктора мотор-колёс с передаточным числом 30,36 и комплект оборудования для контроля и регулирования рабочих режимов.
В основе БелАЗ-7558 лежит выносливое двухосное шасси с рамой, сваренной из лонжеронов коробчатого сечения и переменной высоты. Лонжероны изготовлены из низколегированной стали и укреплены поперечинами.
На обеих осях самосвала смонтирована зависимая пневмогидравлическая подвеска с интегрированными гидроамортизаторами и поперечными штангами.
Рулевое управление самосвала гидрообъёмное, с приводом на колеса передней оси.
Для обеспечения большей безопасности движения, БелАЗ-7558 оснащается четырьмя независимыми системами торможения: основная (сухие однодисковые механизмы на всех колёсах), стояночная (постоянно-замкнутые тормоза на задних колёсах с пружинным приводом и гидравлическим управлением), вспомогательная (электродинамический тормоз на тяговых электромоторах) и запасная (исправные контуры основной и стояночной тормозных систем).
В список стандартного оснащения БелАЗ-7558 входит система комбинированного пожаротушения, система централизованной смазки, система контроля давления в шинах, предпусковой подогреватель, устройство сигнализации о приближении к ВВ-линии, система видеообзора, камневыталкиватели и камнеотбойники. В качестве опционального оборудования самосвал можно доукомплектовать: электроподогревом боковых зеркал, подогреваемым фильтром топлива, дополнительным отопителем и футеровкой днища.
Популярность самосвалов серии БелАЗ-7558 постоянно растёт. Со времени постановки на серийное производство на предприятии произведено более 200 карьерных самосвалов. Сегодня новые 90-тонные машины с маркой "БЕЛАЗ" успешно работают на горнодобывающих предприятиях России, Узбекистана, Вьетнама, Казахстана, ЮАР и Монголии.
Модификации:
БелАЗ-75580
БелАЗ-75581: двигатель Cummins QST 30-C, тяговый генератор ГСТ 700-8, тяговый электродвигатель ТАД-9
БелАЗ-75583: двигатель Cummins KTA 38-C, тяговый генератор ГСТ 700-8, тяговый электродвигатель ТАД-9
БелАЗ-75585: двигатель Cummins QST 30-C, тяговый генератор СГТ 700-8УХЛ2, тяговый электродвигатель ТАД-320-6В3
БелАЗ-75589 с китайским двигателем Weichai 12M33 (Stage 3B), мощность 1103 л.с. (882 кВт), максимальный крутящий момент 5400 Н*м при 1300-1400 об/мин
БелАЗ-7558В: двигатель Cummins QST 30-C, тяговый генератор СГТ 700-8УХЛ2, тяговый электродвигатель ТАД-320-6В3
БелАЗ-7558D: двигатель Cummins QST 30-C, тяговый генератор ГСН-700/8, тяговый электродвигатель MY 4450 K/6
БелАЗ-7558F: двигатель Cummins QST 30-C увеличенной мощности, тяговый генератор 5GTA59A, тяговый электродвигатель 5GEB50A