БЕЛАЗ-7521БелАЗ-7521
В 1970-х годах СССР закупил партию американских карьерных самосвалов Lectra Haul M200 грузоподъёмностью 180 тонн, так как самосвалов подобного класса у нас не выпускалось. После изучения данного автомобиля было принято решение о создании советских самосвалов аналогичного типа на БелАЗе. В 1979 году, к 35-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, на Белорусском автозаводе изготовили опытный образец карьерного самосвала грузоподъёмностью 180 тонн БелАЗ-7521, внешне он отличался классической для ранних БелАЗов фальшьрешёткой с большим количеством горизонтальный брусьев. Несмотря на то, что компоновочные и технические решения были схожи с американским аналогом, автомобиль имел и существенные различия. Так дизель агрегатировался с генератором переменного тока, переменный ток поступал на силовой выпрямитель, от выпрямителя постоянный ток подавался на мотор-колёса. За возбуждение тягового генератора, а следовательно, за движение автомобиля в различных дорожных условиях отвечала САР ТЭП — система автоматического регулирования тягового электропривода, разработанная в СССР и собранная на отечественных микроэлементах. Первоначально планировалось устанавливать дизели чехословацкого производства, однако, на серийных машинах ставили тепловозные дизели 12ЧН21/21 Коломенского завода. Помимо достоинств самосвал БелАЗ-7521 имел и недостатки: огромный турбокомпрессор, включающийся в работу почти на пике крутящего момента, сложная система охлаждения, содержащая в себе охлаждение выхлопных коллекторов, требовательная к себе механическая система управления подачей топлива с индивидуальными топливными насосами на каждую форсунку, системы маслозакачки/маслооткачки, пневмостартёрная система высокого давления в 50 атмосфер. Дизель был склонен «ходить вразнос» при резкой перемене нагрузки — не успевала адекватно реагировать система подачи топлива. К тому же коломенский дизель был морально устаревшим, созданным ещё в 1950-е годы, однако, альтернативы ему в СССР не было. В целом же эти карьерные машины успешно работали на месторождениях и разработках СССР, а позже СНГ. Модификации БелАЗ-7521: БелАЗ-75211 (1983-1989 годы) — серийный карьерный самосвал грузоподъёмностью 170 тонн. Этот самосвал получил обновлённый внешний вид. БелАЗ-75213 (1989-1991 годы) — грузоподъёмность 170 тонн БелАЗ-75214 (1991-1993 годы) — грузоподъёмность 180 тонн БелАЗ-75215 (1993- годов) — грузоподъёмность 180 тонн БелАЗ-75216 (конец 1990-х -2003 год) — грузоподъёмность 190 тонн | ||||
БЕЛАЗ-75211БелАЗ-75211
БелАЗ-75211 на выставке «Автопром-84» на ВДНХ СССР в Москве
БелАЗ-75211 и ВАЗ-2702 на выставке «Автопром-84» на ВДНХ СССР в Москве
В 1982 году был построен обновлённый вариант БелАЗ-75211 грузоподъёмностью 170 тонн, который с 1983 года начали собирать серийно. В 1984 году БелАЗ-75211 стал одним из главных экспонатов выставки «Автопром-84» на ВДНХ СССР в Москве, посвящённой 60-летию Советской автомобильной промышленности. Технические характеристики: Колёсная формула 4х2 Грузоподъёмность 170 т. Снаряженная масса 159 т. Длина 14285 мм. Ширина 7800 мм. Высота 6450 мм. Объём кузова: геометрический 70 м³ номинальный (с шапкой) 91 м³ Двигатель 12ЧН21/21: дизельный Рабочий объём 166000 см³ Максимальная мощность 2300 л.с. Трансмиссия автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая. | ||||
БЕЛАЗ-75213Технические характеристики: Колёсная формула 4х2 Грузоподъёмность 170 т. Снаряженная масса 157 т. Длина 14285 мм. Ширина 7800 мм. Высота 6450 мм. Геометрический объём кузова 80 м³ Двигатель 12ЧН21/21: дизельный Рабочий объём 166000 см³ Максимальная мощность 2300 л.с. Трансмиссия автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая. | ||||
БЕЛАЗ-75214БелАЗ-75214
БелАЗ-75214 в компании своих собратьев по объединению «БелавтоМАЗ», 1992 год
Технические характеристики: Колёсная формула 4х2 Грузоподъёмность 180 т. Снаряженная масса 157 т. Длина 14285 мм. Ширина 7800 мм. Высота 6450 мм. Объём кузова: геометрический 85 м³ номинальный (с шапкой) 115 м³ Двигатель 12ЧН21/21: дизельный Рабочий объём 166000 см³ Максимальная мощность 2300 л.с. Трансмиссия автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая. | ||||
БЕЛАЗ-75215Технические характеристики: Колёсная формула 4х2 Грузоподъёмность 180 т. Снаряженная масса 163 т. Длина 14580 мм. Ширина 8400 мм. Высота 6460 мм. Объём кузова: геометрический 84 м³ номинальный (с шапкой) 110 м³ Двигатель 12ЧН21/21: дизельный Рабочий объём 166000 см³ Максимальная мощность 2300 л.с. Трансмиссия автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая. | ||||
БЕЛАЗ-75216Технические характеристики: Колёсная формула 4х2 Грузоподъёмность 190 т. Снаряженная масса 162 т. Длина 14580 мм. Ширина 8400 мм. Высота 6460 мм. Объём кузова: геометрический 92,8 м³ номинальный (с шапкой) 124,9 м³ Максимальная скорость 40 км/час Двигатель 12ЧН21/21: дизельный Рабочий объём 166000 см³ Максимальная мощность 2300 л.с. Трансмиссия автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая. | ||||