БЕЛАЗ-540АКарьерный самосвал БелАЗ-540А выпускался Белорусским автомобильным заводом с 1967 по 1985 годы. От БелАЗ-540 отличался новым двигателем ЯМЗ-240. Самосвалы моделей 540 предназначались для работы с экскаваторами ЭКГ-4,6Б, а позднее и с ЭКГ-5А. БелАЗ-540А первый из автомобилей был удостоен почетного в те времена Знака качества. Автомобиль получился очень удачным и, по заверениям представителей Caterpillar, стал конкурентно трудным и для их продукции. Модификации БелАЗ-540А: БелАЗ-7510 - отличается увеличенным объёмом кузова (19 м³), предназначен для перевозки угля. БелАЗ-540С - вариант в северном исполнении. БелАЗ-540Т - вариант в тропическом исполнении. БелАЗ-540А16 - вариант с 5-ступенчатой гидромеханической трансмиссией. Технические характеристики: Кузов цельнометаллический, ковшового типа с разгрузкой назад Кабина одноместная Грузоподъёмность 27000 кг. Снаряженная масса 21000 кг. на переднюю ось 10200 кг. на заднюю ось 10800 кг. Полная масса 48175 кг. на переднюю ось 16675 кг. на заднюю ось 32400 кг. Длина 7250 мм. Ширина 3420 мм. Высота 3580 мм. Объём кузова 15 м³ База 3550 мм. Колея спереди/сзади 2800/2400 мм. Дорожный просвет 475 мм. Радиус поворота 8,7 м. Максимальная скорость 55 км/час Тормозной путь со скорости 40 км/час 22 м. Контрольный расход топлива при 35-40 км/час 100 л/100 км Двигатель ЯМЗ-240: дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный Максимальная мощность 360 л.с. (264,8 кВт) при 2100 об/мин Максимальный крутящий момент 130 кгс*м (1275 Н*м) при 1500 об/мин Рабочий объём 22,2 л. Электрооборудование 24 В Коробка передач 3-ступенчатая с гидротрансформатором Главная передача одинарная, коническая со спиральными зубьями Колёсная передача планетарная Передаточные числа: коробки передач: 2,46; 1,43; 0,70; з.х.-1,60 главной передачи 3,166 колёсной передачи 5,1 Рулевой механизм: гайка-винт и сектор-рейка, с гидравтическим усилителем, передаточное число 40,4 Передняя и задняя подвески пневмогидравлические Рабочий тормоз барабанный с раздельным пневматическим приводом Стояночный тормоз на трансмиссию, ленточный с механическим приводом Вспомогательный тормоз - гидродинамический тормоз-замедлитель Шины 18,00-25 Подъёмный механизм платформы гидравлический, 2-цилиндровый Угол подъёма платформы 55º Топливный бак 400 л. Топливо дизельное | ||||
БЕЛАЗ-540СС 1973 года на базе автомобиля БелАЗ-540А выпускался самосвал БелАЗ-540С предназначенный для эксплуатации в районах Крайнего Севера. БелАЗ-540С отличался утеплённой кабиной с двойными стёклами, ветровое стекло имело электрообогрев. Для облегчения пуска двигателя в зимний период автомобиль оборудовлся предпусковым подогревателем ПЖД-600, работающем на дизельном топливе. Также был предусмотрен пуск двигателя от внешнего источника постоянного тока через специальный штепсельный разъём размещённый на автомобиле. Этот разъём позволял подзаряжать аккумуляторные батареи, не снимая их с автомобиля. Кроме того можно было применять специальное приспособление, при помощи которого во впускные трубопроводы двигателя впрыскивали пусковую жидкость "Холод". Нормальные температурные режимы работы в системе охлаждения и гидромеханической передаче поддерживали электромагнитные муфты, которые включали и выключали их вентиляторы в зависимости от температуры окружающего воздуха. Управлял муфтами водитель. В нижней части моторного отсека устанавливались специальные щиты, предохранявшие двигатель от обдува холодным воздухом, а сам отсек утеплялся чехлом из войлока, обшитого с обеих сторон синтетическим материалом. В чехле были предусмотрены две заслонки, открывая которые водитель предохранял двигатель и гидромеханическую передачу от перегрева. Правый топливный бак оборудовался подогревателем отработанными газами. Кожух под баком соединялся с правой выпускной трубой двигателя входным и выходным патрубками. Нагрев бака регулировался заслонкой. С окончанием холодов подогреватель отключали. Для предотвращения образования ледяных пробок в тормозном приводе, был предусмотрен влагомаслоотделитель. Шины и резино-технические детали изготавливались из морозоустойчивых материалов. | ||||