Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ, арм. Երեւանի ավտոմեքենաների գործարան) — автомобильный завод в городе Ереване (Армения), выпускавший развозные автофургоны.
31 декабря 1964 года постановлением Совмина Армянской ССР № 1084 принято Решение "Об организации в г. Ереване в строящихся корпусах завода "Автопогрузчик" завода по выпуску автомобилей-фургонов грузоподъемностью 0,8-1,0 тн". Этим же распоряжением исполняющим обязанности директора был назначен Русов Георгий Петрович. В период его деятельности до октября 1966 года было организованно начало строительства завода, создано первое ядро молодого коллектива и 66 работников прошли обучение на Рижском и Ульяновском автозаводах. Был построен первый производственный корпус, смонтированы первые станки, обработаны первые детали.
10 сентября 1965 год - Распоряжением Совмина Армянской ССР № 795 "Строящийся завод автопогрузчиков впредь именовать Ереванским автомобильным заводом - ЕрАЗ (что созвучно с армянским "мечта").
В 1966 году первым директором завода назначается начальник Управления машиностроения Совнархоза Армянской ССР Завен Симонян, в послужном списке которого многие руководящие должности предприятий и институтов Москвы и ГДР. С его именем связаны работы по освоению завода, созданию генерального плана и обоснование финансирования каитального строительства. В период его деятельности освоен выпуск первых образцов, созданы мощности для серийного производства 2500 автомобилей в год, в 1968 году объем выпуска доведен до 1000 автомобилей в год.
В апреле 1966 года по документации РАФ были собраны первые 2 автофургона модели ЕрАЗ-762, разработанных в Риге как РАФ-977К.
В 1966 году вводятся первые производственные мощности, рассчитанные на ежегодный выпуск до 400 автофургонов.
В декабре 1966 года произведены первые 36 серийных автомобилей ЕрАЗ-762.
В 1968 году директором завода становится Аванян Степан Иванович. В период его работы на заводе была проведена первая реконструкция завода и были созданы мощности для выпуска 6500 автомобилей в год. Объем выпускаемой продукции от 1000 штук в 1968 году вырос до 6500, в 1973-ем. Завершено капитальное строительство прессово-кузовного и сборочного производств. Обеспечено приобретение основного оборудования. На данном этапе решена жилищная проблема – сданы 4 здания.
В 1971 году конструкторы завода начинают создание автофургона нового поколения модели ЕрАЗ-3730.
В июне 1971 года на международной выставке "Современная техника предприятий торговли и общественного питания Инторгмаш-71" в Москве ЕрАЗ-762 награжден Почетным Дипломом Всесоюзной Торговой Палаты.
В сентябре 1971 года начат выпуск модернизированной модели ЕрАЗ-762А, которую в 1976 году сменил ЕрАЗ-762Б, а в 1979 году — ЕрАЗ-762В. На базе фургона небольшими партиями выпускались рефрижератор ЕрАЗ-762Р, грузопассажирский (пятиместный) фургон ЕрАЗ-762ВГП (с 1988 г.) и "двухкабинный" (также пятиместный) бортовой лёгкий грузовой автомобиль ЕрАЗ-762ВДП.
13 декабря 1971 года на ВДНХ получен диплом III степени за модернизированный автофургон ЕрАЗ-762А.
В 1972 году усиленными темпами продолжается строительство второго прессово - кузнечного производственного корпуса.
Сразу после завершения работ по первой реконструкции начинается вторая – для создания мощностей на выпуск 12000 шт. автомобилей в год.
В период с 1972 по 1975 год идет монтаж сборочного подвесного-толкающего конвейера (разработанного Минским СКБ-3) – второго в СССР. Первый конвейер данного типа в СССР был спроектирован, изготовлен и смонтирован итальянской фирмой Fiat на Волжском автомобильном заводе в г. Тольятти.
19 октября 1973 года Государственной комиссией принят и рекомендован к производству автомобиль нового семейства ЕрАЗ-3730.
В 1974 году директором завода стал Даниелян Альберт Айрапетович. В период его работы на заводе был завершен монтаж оборудования и сдан в эксплуатацию прессово-кузовной корпус, проведена вторая реконструкция основных производственных цехов с доведением производственных мощностей в 1980 году до 13000 автомобилей в год, начата технологическая подготовка автомобиля новой модели ЕрАЗ-3730, объём выпускаемой продукции от 7000 автомобилей доведен до 10000 штук в год.
С 1974 по 1986 год велись работы над созданием электромобилей, было изготовлено 26 образцов которые отправили на испытания в Автокомбинат Москвы. Наиболее удобным для автомобилей в эксплуатации из-за большого объёма кузова был признан ЕрАЗ-3730. Но из-за несовершенности источников питания работы на ЕрАЗе прекращены.
В 1976 году на заводе запускается главный сборочный конвейер и монтируется первый немецкий пресс усилием 500 тонн в новом прессовом цехе. Создается производственное объединение "ЕрАЗ" в состав которого вошли: Ереванский автомобильный завод – головное предприятие; Ереванский завод запчастей; Ереванский завод автопогрузчиков; Ереванский завод гидроаппаратуры; строящийся завод автопогрузчиков в г. Чаренцаване. Перед объединением ставится задача наряду с выпуском автомобилей "ЕрАЗ" и автопогрузчиков 4022 освоить выпуск автопогрузчиков 4091 г/п 1 т. и модели г/п 2 т., разработанных Львовским ГСКБ "Автопогрузчик".
В 1980 году на летнюю Олимпиаду "Москва-80" ЕрАЗ отправил десять авторефрижераторов ЕрАЗ-37302.
В 1980 году генеральным директором производственного объединения становится Овсепян Норайр Атомович. В период его работы выпуск автомобилей от 10000 единиц вырос до 11200 единиц в год. Проведена технологическая подготовка и освоение производства деталей и узлов автопогрузчиков. На заводе реконструируется окрасочный цех. Монтируются новые окрасочные и сушильные камеры, системы подвесных толкающих и напольных конвейеров.
В апреле 1982 года выпущен 100000 автофургон ЕрАЗ.
С июля 1983 по ноябрь 1983 года объединением руководил Абраамян Джим Завенович. При нем активизировались работы по технологической подготовке производства автофургонов ЕрАЗ-3730 и автопогрузчиков новых моделей.
В ноябре 1983 года объединение "ЕрАЗ" переоформляется в Чаренцаванское производственное объединение "АрмАвто", а директором Ереванского автомобильного завода назначается Нерсесян Владимир Галустович. В период его работы проделана работа по технологической подготовке, реконструкции, созданию мощностей и освоению производства автомобилей новой модели ЕрАЗ-3730. Объём выпуска автомобилей 762В от 12000 ед. вырос до 16000 ед. в год.
В 1984-1987 годах реконструируется цех сборки-сварки кузова. Монтируются сварочные линии кузова автомобиля ЕрАЗ-3730 и система подвесных толкающих
конвейеров общей протяженностью до 3,5км. Завершается реконструкция прессового цеха.
В 1984 году подписывается договор о сотрудничестве с Любинским автомобильным заводом "Жук" (Польша).
В мае 1984 года ЕрАЗ становится самостоятельным предприятием.
В 1985 году ЕрАЗ-3730 удостоен бронзовой медали на выставке "АВТОПРОМ-85" в Москве.
В 1986 году изготовленный на базе автофургона ЕрАЗ-3730 автофургон ЕрАЗ-37301 с изотермическим кузовом впервые в истории завода демонстрируется на международной выставке за рубежом в городе Познань (Польша). Сдается в эскплуатацию новый административный корпус. Идет модернизация новой модели. На её базе создаются новые модификации, изготавливаются первые образцы.
В сентябре 1987 года достигнут рекордный объём 16111 автофургонов в год.
С 1989 по 1991 год директором был Бабаджанян Эдуард Суренович. При его работе завершена реконструкция кузовного производства автомобиля новой модели ЕрАЗ-3730. Завершается реконструкция цеха сборки-сварки кузовов.
В 1991 году завод создает в Нагорно-Карабахской Республике подсобное хозяйство "Надежда", где посажен сад на 15 га и сооружено водохранилище.
С 1991 года и до закрытия директором был Арутюнян Гамлет Степанович.
В 1995 году для парка отдыха детской железной дороги Еревана изготавливаются 2 комплекта прогулочного автопоезда.
В 1995 году завод приватизирован и реорганизован в открытое акционерное общество "ЕрАЗ". Председателем совета акционеров ОАО "ЕрАЗ" был избран предприниматель и владелец большего количества акций Овсеп Сеферян, а исполнительным директором - Гамлет Арутюнян. В этом же году ЕрАЗ-3730 попадает на конвейер.
В 2000 году на мощностях завода предполагалось наладить выпуск автомобилей ВАЗ.
В ноябре 2002 года Экономическим судом Республики Армения по требованию кредиторов ОАО "ЕрАЗ" признан банкротом, и производство на предприятии было остановлено.
В ноябре 2004 года ОАО "ЕрАЗ" продано на аукционе. Новым владельцем бывшего автозавода "ЕрАЗ", а затем ОАО "ЕрАЗ" стал "Мик металл".