Т-37А


Т-37А
Лёгкий плавающий танк Т-37А

Т-37А

  В конце 1930 года на английской фирме Vickers Armstrong разработали проект лёгкого плавающего танка. Первоначально новая машина именовалась в документах, как "Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank" (танк-амфибия).

Танк имел клёпаный корытообразный корпус и башню с пулемётом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счёт водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальсы.


Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank
Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank

  Восемь таких танков были приобретены руководством Управления механизации и моторизации РККА и в 1932 году танки прибыли в СССР.

Когда «Викерсы» прибыли в Советский Союз, у нас уже полным ходом шли испытания образцов трёх танков данного направления Т-33, Т-41 и Т-37.


11 августа 1932 года, ещё до изготовления опытного образца, на вооружение Красной Армии был принят новый лёгкий плавающий танк, получивший обозначение Т-37А. На деле новая машина была симбиозом трёх образцов. Было решено, что танк по компоновке будет аналогичен Т-41, но с подвеской от Т-37. От «Викерса» была позаимствована плавучая часть.

Танк имел клёпаный (или сварной) герметичный корпус из катаных броневых листов. Механик-водитель располагался слева, командир (он же стрелок) — справа по ходу движения танка. Двигатель Форд-АА находился сзади, вдоль оси танка, а трансмиссия располагалась в передней части корпуса.

Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам крепились поплавки, заполненные пробкой.

Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование — рулём. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, обеспечивая таким образом реверс хода на плаву.

За время серийного производства с 1933 по 1936 годы было выпущено 1909 линейных танков и 643 танка с радиостанциями 71-ТК (по данным ГАБТУ) . В Москве на заводе №37 выпустили 2481 шт., на автосборочном заводе №1 в Горьком 84 танка (по данным Военной приёмки).

Первые два Т-37А с радиостанциями были готовы осенью 1933 года и участвовали в ноябрьском параде на Красной площади. Поручневая антенна устанавливалась на надгусеничных полках.


Почти сразу, с начала выпуска, танки стали подвергаться модернизациям. Например, у машин второй и последующих серий появился волноотражающий щиток на носу, а поплавки над гусеницами заменили плоские надгусеничные полки с пробковым наполнителем.

Было увеличено бронирование бортов с 8 мм. до 10 мм. Начиная с 1935 года на танках Т-37А стал использоваться штампованный кормовой лист корпуса (до этого его гнули на специальном прессе), передний лист башни стал крепиться на болтах, а надгусеничные поплавки стали изготавливать пустыми, без набивки их пробкой (такие корпуса в документах того времени иногда назывались "безпоплавковыми").

В ходе серийного производства танки Т-37А оснащались двумя типами корпусов и башен — клёпаным и сварным. Первый тип изготавливался на Подольском крекинго-электровозном заводе имени Орджоникидзе и был наиболее массовым. Во время приёмо-сдаточных испытаний все танки, догруженные до полной боевой массы и с экипажем из двух человек, совершали 25-километровый марш на подмосковное Медвежье озеро, здесь проходили испытании на плаву.


Т-37А

Т-37А

  Работали над Т-37А и в плане доставки танков по воздуху посадочным способом. Таким образом предполагалось использовать эти машины в составе воздушно-десантных подразделений, для захвата различных объектов в тылу противника. Доставку танков предполагалось осуществлять путём их подвески под фюзеляжем бомбардировщиков ТБ-3. Во время полёта экипажи Т-37А находились не в танках, а в самолете. После посадки танкисты отцепляли машину от подвески и шли в бой.


Т-37А

  Также пробовали сбрасывать танки сразу на воду. Для предохранения танка при ударе о воду под днищем машины монтировались специальные амортизирующие приспособления различных типов: дубовые брусья, брезентовый экран с сосновыми рейками и еловый лапник. В ходе испытаний был проведён сброс на воду трёх Т-37А с различными вариантами амортизации, из которых наиболее удачным оказался вариант с еловым лапником.

Тем не менее, все три танка получили серьезные повреждения днища при ударе о воду и затонули. Поэтому дальнейшие эксперименты по сбросу на воду Т-37А были прекращены.


Т-37А

  Боевое крещение танки получили в ходе конфликтов на Дальнем Востоке. Но использовались они там весьма ограничено и нельзя сказать, что эффективно. В ходе боёв на р. Халхин-Гол с мая по октябрь 1939 года было потеряно 17 машин.


Т-37А

  Т-37А приняли участие в "освободительном" походе РККА в Западную Украину и Белоруссию в составе стрелковых и кавалерийских частей как машины поддержки и разведки. В эпизодических боестолкновениях с польскими войсками танки показали себя не очень. О действиях танков-амфибий в ходе польской кампании говорилось, что они, как машины разведки, не соответствуют поставленным им задачам. В ходе всей операции они не успевали за танками Т-26, которые быстроходными точно не назовешь. Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, отставали даже от пехотных подразделений.


Пришлось Т-37А принять участие в боевых действиях с Финляндией. В целом в условиях специфичного ТВД на Карельском перешейке маломощные, слабобронированные и легковооруженные плавающие танки показали себя неважно. Корпуса танков разрушались от взрыва противопехотных мин, броня пробивалась огнём противотанковых ружей. Почти везде танки-амфибии несли тяжёлые потери и часто выходили из строя по техническим причинам.


Т-37А
Финские солдаты осматривают поднятый из протоки трофейный Т-37А, декабрь 1939 года

  По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелся 2331 танк Т-37А. Далеко не все эти машины пребывали в боевой готовности, значительное количество было в ремонте или резерве. Основная масса танков была потеряна в первый же месяц боёв. Главным образом, танки бросали или подрывали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. Лишь в считанных случаях, при грамотном использовании, этим машинам удавалось оказать эффективную поддержку нашей пехоте.

Вся проблема заключалась именно в том, что толково использовать плавающий танк надо было уметь. Если же ознакомиться с нашими (да и немецкими) мемуарами, становится понятно, что бросать Т-37А в контратаку, поддерживая пехоту – просто идиотизм. Т-37А хороши против пехоты и мотоциклов, например, но абсолютно бесполезны, если у противника была хотя бы одно 37-мм орудие или танк с 20-мм пушкой.


Так что неудивительно, что к весне 1942 года Т-37А в боевых частях осталось очень мало. Но на Ленинградском фронте Т-37А держались достаточно долго, примерно до конца 1943 года. Там, в Ленинграде, имелась возможность ремонта машин на местных предприятиях.

На Ленинградском фронте была проведена одна из двух за всю войну операций (вторая проводилась в 1944 году на Карельском фронте), в которой плавающие танки использовались для форсирования водной преграды и захвата плацдарма на противоположном берегу. Операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ — 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу. Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулемётный огонь по танкам. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и погибли.


Дольше всего Т-37А провоевали на Карельском фронте. К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк для форсирования реки Свирь в городе Лодейное Поле и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск. Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду.

Совместно с 92-м танковым полком, имевшим к 18 июля 1944 года 40 Т-37А и Т-38, должен был действовать 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН), насчитывавший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, полученных из США по программе ленд-лиза.

Операция началась утром 21 июля 1944 года. Началу переправы через реку Свирь предшествовала мощная артиллерийская подготовка, длившаяся 3 часа 20 минут. За 40-50 минут до окончания артогня 92-й танковый полк занял исходные позиции.

Одновременно на берег реки вышли 338, 339 и 378-й гвардейские тяжёлые самоходно-артиллерийские полки (63 ИСУ-152). Танки и автомобили-амфибии с десантом автоматчиков и сапёров, начали переправу ещё до окончания артиллерийской подготовки. Ведя огонь из пулемётов с хода, машины быстро достигли противоположного берега. При поддержке огня тяжёлых самоходных полков, ведущих огонь прямой наводкой по ДЗОТам и огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.

Мощная артиллерийская подготовка и внезапность атаки плавающих танков и автомобилей-амфибий не позволили противнику использовать все огневые средства и обеспечили быстрый захват правого берега реки Свирь на фронте до 4 километров. При этом потери 92-го танкового полка составили всего 5 машин. В дальнейшем, по мере переправы стрелковых частей и расширения плацдарма, к вечеру 23 июля на правый берег Свири переправили танковую бригаду, танковый полк и четыре самоходно-артиллерийских полка, которые расширили и углубили прорыв.

Операция по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.


   Тактико-технические характеристики легкого плавающего танка Т-37А:

Боевая масса 3,2 т.

Экипаж 2 чел.

Длина корпуса 3730 мм.

Ширина 1940 мм.

Высота 1840 мм.

Бронирование:

   тип брони - стальная катаная гомогенная

   лоб корпуса 8 мм.

   днище 4 мм.

   крыша корпуса 4 мм.

   лоб башни 8 мм.

   маска орудия 8 мм.

Вооружение:

   пулемёт ДТ 7,62-мм.

Скорость по шоссе 40 км/час

Скорость по воде 6 км/час

Запас хода по шоссе 230 км.


   По материалам сайта topwar.ru


                Рейтинг@Mail.ru