ГАЗ-ТМТанк ГАЗ-ТМ
ГАЗ-ТМ на испытаниях
Весной 1936 года на Горьковский автозавод поступило требование Комитета обороны освоить производство плавающего танка Т-38 разработки завода № 37, который не укладывался в график освоения серийного производства. Однако на ГАЗе, учтя неудачный опыт производства танка Т-37А в 1935 году, было принято решение разработать собственный танк, который получил обозначение ГАЗ-ТМ («Танк Молотова»). В это же время с автозавода в УММ было отправлено письмо, в котором сообщалось, что ГАЗ ведёт разработку собственного танка с улучшенными боевыми и техническими характеристиками. К разработке танка ГАЗ-ТМ, который во многом повторял концепцию плавающего танка Т-37, под руководством Владимира Васильевича Данилова на автозаводе приступили ещё в январе-феврале 1936 года, а уже летом того же года были собраны два первых образца. Первый из них осенью был отправлен на НИБТполигон, а второй танк остался на заводе для отработки конструкторской и производственной документации, так как руководство ГАЗа было уверено в принятии танка на вооружение. Корпус нового танки был изготовлен методом сварки из брони, которая имела толщину 4-9 мм. Внутри корпуса места стыковки бортовых листов между собой, а также с днищем танка усиливались специальными балками и угольниками. Сверху на корпус с небольшим смещением к левому борту была установлена клёпанная подбашенная коробка. На коробке была смонтирована коническая восьмиугольная башня, в которой размещалось рабочее место командира. В переднем листе башни танка ГАЗ-ТМ на шаровой установке был закреплён пулемёт ДТ-29 калибра 7,62 мм. Водитель-механик располагался правее башни, а для его посадки-высадки из танка служил люк со смотровой щелью. Силовая установка танка представляла собой два спаренных двигателя ГАЗ-М1 (суммарной мощностью 100 л.с.) в паре с 4-ступенчатой коробкой передач от грузового автомобиля ГАЗ-АА, двух главных фрикционов и тормозов. Двигатели были установлены на двух поперечных балках по бортам танка, а привод от них на передние ведущие катки при помощи удлинённых карданных валов от грузовика ГАЗ-ААА. Для управления танком имелся специальный штурвал. Правый двигатель для запуска был оснащён стартером и генератором, а левый двигатель заводился при помощи педали через коробку отбора мощности от КПП. Для обоих двигателей имелась общая система охлаждения. Ходовая часть танка ГАЗ-ТМ представляла собой конструкцию, состоящую из шести опорных тележек, двух направляющих, двух ведущих колёс и гусеничной ленты, заимствованных от танка Т-37А. Движение танка на плаву обеспечивал трёхлопастный винт с приводом от силового агрегата через блокировочный пост. Для управления на воде имелся руль, который был расположен позади винта. В сентябре-октябре 1936 года ГАЗ-ТМ проходил испытания на НИБТполигоне, в ходе которых танк развивал максимальную скорость на дороге до 50 км/час, был весьма подвижным и легко двигался по просёлочным дорогам, однако при поворотах слетали гусеничные цепи. Танк был весьма лёгок в управлении, но его обслуживание вызывало ряд трудностей из-за необходимости чёткой регулировки главных фрикционов и тормозов, которые должны были включаться и выключаться одновременно. Иначе при трогании или торможении танк «юлил». Также одним из плюсов новой боевой машины был большой запас хода. Минусом же являлся тот факт, что из-за остановки или поломки одного из моторов, весь танк терял подвижность. На плаву танк ГАЗ-ТМ имел недостаточный запас плавучести, низкую скорость движения и недостаточно удобное включение и переключение гребного винта. По итогам испытаний ведущий испытатель НИБТполигона, начальник 1-го отдела майор Кульчицкий писал: «Танк ГАЗ-ТМ по своим динамическим качествам и проходимости имеет преимущества перед Т-38, но ненадежность ходовой части не дает возможность полностью выявить поведение отдельных механизмов (в особенности главных сцеплений и тормозов) при длительных безостановочных пробегах. Все вышеуказанные и ряд других производственно-конструкторских недостатков не позволяют дать исчерпывающей оценки танка ГАЗ-ТМ. Танк ГАЗ-ТМ необходимо доработать, устранив все конструкторско-производственные недостатки, отмеченные в выводах отчёта, и после этого провести повторные испытания». Ещё одним огромным минусом стала стоимость танка: в ценах 1936 года стоимость каждого из двух изготовленных ГАЗ-ТМ даже с учётом их изготовления небольшой серией достигала 100 тыс. руб. Конструкторскому бюро Горьковского автозавода было поручено устранить выявленные конструкторские недостатки, доработать проект и представить танк на повторные испытания. Однако заводские конструкторы не успели уложиться в установленные сроки, к тому же в это время завод № 37 вышел на проектную мощность выпуска танка Т-38, поэтому завершение работ по ГАЗ-ТМ посчитали нецелесообразным. Габаритные размеры и масса танка ГАЗ-ТМ составляли: длина 4400 мм. ширина 2240 мм. высота 1756 мм. снаряженная масса 4500 кг. экипаж 2 чел. максимальная скорость 48 км/час запас хода по шоссе 230 км. По материалам сайта rus-texnika.ru | ||||