ЗИЛ-135ЛМОпытный грузовик ЗИЛ-135ЛМ московской сборки с механической трансмиссией, 1963 год.
ЗИЛ-135ЛМ брянской сборки с цельнометаллическим кузовом.
ЗИЛ-135ЛМ с передним защитным экраном.
Серийные пусковые установки 9П113М "Луна-М" в Народной армии ГДР.
Специальное колёсное шасси ЗИЛ-135ЛМ предназначено под монтаж пусковой установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 "Луна-М". Шасси разработано в СКБ ЗИЛ под руководством В.А. Грачёва совместно со специалистами БАЗа, выпускалось на Брянском автомобильном заводе с декабря 1964 до 1994 года. Автомобиль разработан на базе ЗИЛ-135Л и отличался от него механической трансмиссией. Первый прототип автомобиля ЗИЛ-135ЛМ был собран в Москве в марте 1963 года, поспешно испытан и 12 октября рекомендован к серийному производству. В мотоотсеках расположенных за кабиной размещались два параллельно установленных карбюраторных V-образных 8-цилиндровых двигателя ЗИЛ-375Я и ЗИЛ-375Я2 мощностью 180 л.с. каждый. По бортам мотоотсека размещались два радиатора системы охлаждения, вентиляторы которых имели привод каждый от своего двигателя. На двигателях впервые была применена электронная экранированная система зажигания. От обоих моторов крутящий момент через два сухих двухдисковых сцепления, две 5-ступенчатые коробки передач ЯМЗ-204У от грузовиков Урал-375 и две одноступенчатые раздаточные подавался на две бортовые системы одноступенчатых конических и цилиндрических колесных редукторов. Для одновременного управления обеими системами имелись специальные синхронизирующие устройства. Все системы допускали раздельную работу силовых агрегатов, при отказе одного из них машина не теряла подвижности. Неуправляемые средние мосты по-прежнему крепили на раме жёстко, зато крайние управляемые пары колес снабжались независимой торсионной подвеской с телескопическими гидроамортизаторами двойного действия и посредством рулевого управления с гидроусилителем отклонялись в разные стороны. Для изменения давления воздуха во всех диагональных камерных шинам И-159 размером 16,00–20 служила централизованная система подкачки с блоком управления из кабины водителя. Гидравлическая часть пневмогидравлического привода рабочих тормозов была сделана двухконтурной, стояночные барабанные тормоза с механическим управлением располагались в редукторах передних бортовых передач. В состав однопроводного экранированного электрооборудования напряжением 24 В входили четыре аккумуляторные батареи, два генератора мощностью по 6,5 кВт и два стартера по 1,5 кВт. Двухдверная стеклопластиковая 4-местная кабина оборудовалась регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя лобовыми светомаскировочными фарами и левой поисковой. В ее задней части между радиаторами охлаждения стояли три бензобака – основной на 300 л. и два дополнительных 110-литровых. За кабиной находилась открытая часть сварной лонжеронной рамы для монтажа специального оборудования. Ее монтажная длина составляла 5200 мм., погрузочная высота – 990 мм. За время выпуска конструкция ЗИЛ-135ЛМ усовершенствовалась: ввели телескопические гидроамортизаторы, поршневые пневмоусилители тормозов (вместо диафрагменных), усилители привода сцеплений, новый щиток приборов, более совершенный отопитель кабины. Все автомобили ЗИЛ-135ЛМ были приспособлены к перевозке по железной дороге и транспортными самолетами Ил-76 и Ан-22, к эксплуатации на всех видах дорог и в боевых условиях при температурах от –40 до +40 Сº, при повышенной влажности, запыленности и на высоте до 3000 м. над уровнем моря. У них сохранились прежняя колесная база 6300 мм. и все остальные размерные параметры. По сравнению с московским прототипом снаряженная масса возросла до 10,9 т, полная – до 20,3 т. Максимальная скорость по шоссе осталась на прежнем уровне (65 км/ч), но при движении на местности и по грунтовым дорогам сокращалась до 18 – 25 км/ч. Контрольный расход топлива составлял 88 л. на 100 км, эксплуатационный расход находился в границах 125 – 200 л, то есть автомобиль 135ЛМ оказался чуть экономичнее модели 135Л. Он преодолевал продольные подъёмы крутизной до 28º, боковой крен в 20º, 1,2-метровый брод и рвы шириной 2 м. Запас хода достигал 590 км. Гарантийный пробег – 15 тыс. км, срок службы – 5 лет. В декабре 1964 года первые 10 машин были отправлены на завод "Баррикады" под монтаж пусковых установок. Их оборудовали гидроприводом для подъёма пусковой стрелы в боевое положение, четырьмя винтовыми домкратами, аппаратурой предстартовой подготовки и пуска, автономными системами жизнеобеспечения и электроснабжения с бензогенератором, средствами связи, ночного видения и навигации. Для самостоятельной погрузки ракет машину оснастили стреловым 2,6-тонным гидрокраном с открытым пультом управления, что позволило отказаться от применения посторонних подъемно-транспортных средств. На СПУ находились также термочехлы для обогрева ядерных боеголовок, сиденья для боевого расчета и откидные рабочие площадки. С 1968 года параллельно выпускался модернизированный комплекс 9К52М "Луна-3" с СПУ 9П113М и увеличенной до 75 км. дальностью поражения. После окончания разработки ТРК "Точка" его дальнейшая модернизация прекратилась. Было выпущено более 5000 шасси. Машины в основном применялись в Советской Армии, с 1968 года в относительно небольших количествах поступали в страны Варшавского договора и союзные государства Азии и Африки, для которых разработали специальные тропические варианты. Экспортные поставки осуществлялись до середины 1970-х годов, за это время было отгружено 210 шасси. В 1970 году на базе ЗИЛ-135ЛМ в ОКБ завода "Пожмашина" (Прилукский завод "Пожспецмаш") был изготовлен опытный пожарный автомобиль АЦ-60(135)-134. Длина автомобиля составила более 10 м., а ширина 3,33 м. При полной массе 20 т. автоцистерна вмещала 4000 л. воды, 500 л. пенообразователя. Кроме того, АЦ-60 оборудовался телескопической мачтой для подачи воды и пены через лафетный ствол и пеногенераторы. Мачта выдвигалась на 20 метров и имела вверху телевизионную установку для визуального наблюдения за процессом тушения. Автомобиль был передан для дальнейших испытаний и доводки в ЦНИИПО. Серийно не выпускался. Аэродромный пожарный автомобиль АЦ-60(135)-134 на базе ЗИЛ-135ЛМ.
| ||||