Изготовление ДЭ-242 на высвободившихся площадях тракторного производства в корпусе № 4
Специальное колёсное шасси БАЗ-3979 разработано для установки снегоуборщика ДЭ-242 "Вьюга", также возможна навеска щёток и лопаты.
Первый кто предложил идею разработки и организации производства на Брянском автозаводе снегоочистителей был Главный конструктор советско-германского СП "Нордмекс" Ю.П. Поливанов, который в конце 1990 года с данной идеей сначала обратился в конструкторское бюро БАЗа. Но руководство завода предложение отклонило, так как усилие предприятия было направлено на создание семейства 1,5-тонных автофургонов.
В 1991 году начальник КБ перспективного проектирования БАЗа В.Б. Вьюшкин вновь поднял вопрос по производству снегоочистителей. На этот раз руководство завода поддержало идею. В конце мая 1991 года с предприятием "Нордмекс" заключили договор на разработку конструкторской документации, изготовление двух макетных образцов и проведение испытаний фрезерно-роторного снегоочистителя.
Для снегоочистителя ДЭ-242 "Вьюга" специально разработали специальное колёсное шасси БАЗ-3979, в качестве силовой установки использован дизельный двигатель Д-144 с воздушным охлаждением, производимый на Владимирском тракторном заводе. Трансмиссия снегоочистителя представляла собой комбинированную (механическую с объёмной гидравлической – ГСТ-90) силовую передачу, позволявшую обеспечивать бесступенчатое регулирование скорости его движения и силы тяги. Гидроруль и шарнирно-сочлененная рама позволяли осуществлять поворот снегоочистителя с малым радиусом поворота путем складывания его звеньев. Гидрофицированная система навески сменного оборудования дала возможность заглублять рабочий орган ниже опорной поверхности, осуществлять его наклон вперед, разрабатывая наледи и смерзшийся снег, и поворачивать оборудование относительно горизонтальной поверхности, копируя профиль дороги при удалении снега различной плотности.
Созданный усилиями трех предприятий – Брянским автомобильным заводом, Волжским машиностроительным заводом (г. Рыбинск) и предприятием "Нордмекс" (г. Северодвинск) – снегоочиститель ДЭ-242 был предназначен для направленного перекидывания снега, укладки его в валы и погрузки в транспортные средства. ДЭ-242 обладал существенными преимуществами по сравнению с другой уборочной техникой, в первую очередь за счет высокой маневренности и небольших габаритов. Он был способен убирать снег с закрытых малогабаритных территорий, около ангаров, самолётов, взлетно-посадочных полос, где применение другой уборочной техники затруднено или экономически нецелесообразно.
Первый макетный образец снегоуборочной машины ДЭ-242 "Вьюга" был изготовлен в экспериментальном цехе (ЭЦ) в июне 1992 года, в конце лета – начале осени в ЭЦ изготовили второй макетный образец.
В начале 1993 года в районе аэропорта "Васьково" Архангельской области были проведены испытания, и уже в апреле 1993 года Государственная комиссия рекомендовала снегоочиститель ДЭ-242 к серийному производству. 1 июня 1993 года первый серийный образец снегоочистителя ДЭ-242 "Вьюга" был отгружен на склад готовой продукции.
В 1993 году для производства снегоочистителей было образовано предприятие "Производство снегоуборочной техники" (директор В.Н. Голованов, главный инженер В.Б. Вьюшкин, начальник цеха В.И. Аверин).
Изготовление ДЭ-242 осуществлялось на высвободившихся площадях тракторного производства в корпусе № 4 малыми партиями. Всего в 1993–1997 годах было отправлено потребителям разных регионов России 122 машины ДЭ-242: в Москву, Брянск, Нижний Новгород, Владимир, Красноярск, Кемерово, Ульяновск и др.
Одновременно УГК БАЗ проводилась работа над многоцелевой снегоуборочной машиной, на которую по мере необходимости могло бы навешиваться различное по назначению и конструкции оборудование. В частности, были разработаны, испытаны щеточное и плужное оборудование. Предполагалось применение и других видов навесок.
В 1997 году было создано ОАО "БЗСТ" (Брянский завод снегоуборочной техники). В условиях проводимых в народном хозяйстве преобразований, перехода к рыночным взаимоотношениям, сопровождавшегося спадом промышленного производства, ростом инфляции и массовых неплатежей, предприятие испытывало острую нехватку денежных средств на оснащение производства и приобретение материальных ресурсов для производства всех видов продукции, в том числе и снегоуборочной техники. Нуждающиеся в ней предприятия не имели возможности осуществлять предварительную оплату. По причине напряженного финансового состояния предприятия производство снегоуборочной машины ДЭ-242 "Вьюга" в 2000 году было прекращено.
Технические характеристики:
Максимальная производительность 500 т/час
Техническая производительность свежевыпавшего снега высотой 0,3 метра:
в положении плуг 25000 м²/час
в положении совок 30 м³/час
Максимальная дальность отбрасывания снега 25 м.
Максимальная высота погрузки 3 м.
Максимальный преодолеваемый подъём 36,4 % (20 градусов)
Ширина полосы, очищаемой за один проход 1800 мм.
Высота разрабатываемого слоя снега 1000 мм.
Величина заглубления рабочего органа 50 мм.
Угол наклона рабочего органа влево-вправо 8 градусов
Угол наклона рабочего органа 5 градусов
Масса:
с фрезой 3695 кг.
с плугом 3240 мм.
Габаритные размеры с фрезой:
длина 5252 мм.
ширина 1800 мм.
высота 2588 мм.
Габаритные размеры с плугом:
длина 4935 мм.
ширина 2065 мм.
высота 2588 мм.
База 2305 мм.
Колея 1360 мм.
Дорожный просвет 190 мм.
Радиус поворота 5,3 м.
Скорость передвижения:
рабочая 1 диапазон 0-1,6 км/час
рабочая 2 диапазон 0-9,8 км/час
транспортная 0-35 км/час
Двигатель Д-144: дизельный
Максимальная мощность 60 л.с.
Трансмиссия гидростатическая 2-мех. диапазона
Рулевое управление шарнирно-сочленённая рама, с гидроусилителем
Дополнительное оснащение:
цепи противоскольжения
цилиндрическая щётка 800х1800 мм. (скорость вращения и угол поворота ± 30º регулируется гидроприводом)