1 июня 1991 года Белорусский автозавод представил уникальный карьерный самосвал БелАЗ-75501 грузоподъёмностью 280 тонн, самый большой в СССР. Самосвал имел шарнирно-сочленённую раму, спаренные колёса передней и задней осей, электрическую трансмиссию с мотор-колёсами. Все колёса были ведущими. Механизм опрокидывания кузова и обустройство кабины создавались при сотрудничестве со специалистами компании Komatsu.
разработке самосвала конструкторы столкнулись с проблемой — отсутствием подходящих по грузоподъёмности шин (самые большие на тот момент выдерживали 55 тонн нагрузки), поэтому было решено установить на обе оси спаренные колёса. Так как при такой компоновке невозможно сделать передние колёса управляемыми, конструкторы установили шарнирно-сочленённую раму с гидравлическим механизмом поворота.
На самосвале поперечно установили тепловозный двигатель производства Коломенского тепловозостроительного завода имени В.В. Куйбышева. Для доступа в моторный отсек предусматривались две двери в передней его части. За выработку электричества отвечал синхронный трёхфазный генератор переменного тока, далее ток проходил через выпрямитель диодного типа, так как мотор-колёса работали на постоянном токе; такая система была применена в целях экономии. Кроме электродвигателя мотор-колесо включало в себя двухрядный планетарный редуктор и двухдисковый тормоз диаметром 600 мм. В разработке электрооборудования участвовали производственные объединения «Электротяжмаш», «Динамо» и «Татэлектромаш».
Двухместная кабина располагалась на высоте 4,4 метра от земли и была оборудована отопителем, кондиционером, радиостанцией, а также шкафчиком для одежды и магнитолой. Уровень шума в кабине составлял 81 Дб. По инициативе компании Komatsu на самосвал установили телеметрическую систему, включающую две камеры заднего обзора, изображение с которых выводилось на дисплей в кабине. Также самосвал оборудовали системой предупреждения о перегрузке. На специальном табло выводилась информация о том, сколько тонн загружено на платформу и сколько тонно-километров набралось за смену.
В 1991 году самосвал БелАЗ-75501 в разобранном виде был доставлен на испытания в Нерюнгринский угольный разрез Минуглепрома в Якутию. Хотя самосвал успешно прошёл испытания, серийное производство не наладили, а опытный экземпляр в 2000 году порезали на металлолом.
Технические характеристики:
Грузоподъёмность 280 т.
Снаряженная масса 200 т.
Длина 15250 мм.
Ширина 8000 м.
Высота 6770 мм.
База 6650 мм.
Радиус поворота 16,5 м.
Объём кузова 110 м³
Максимальная скорость 40 км/час
Двигатель Д49 (12ЧН26/26): дизельный, 4-тактный, V-образный, с турбонаддувом
Число цилиндров 12
Рабочий объём 165,6 л.
Максимальная мощность 3150 л.с. (2318 кВт) при 1000 об/мин
Подвеска гидропневматическая
Шины 40.00-57