История ЛАЗ


  Решение о создании завода было принято в апреле 1945 года,
  когда ЦК КП(б)У и СНК УССР приняли постановление
  "О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и
  городского хозяйства города Львова", предусматривавшее создание
  в городе автобусного завода. Днём основания завода является 21 мая 1945 года, когда во Львове
  началось строительство автосборочного завода. В 1947 году завод дал первую продукцию, в 1948 году
  завод выпустил первые автокраны.

  В 1949 году началась реорганизация завода в автомобилестроительный завод. В 1951 году завод
  выпустил первые автомобили - 20 электромобилей НАМИ-ЛАЗ-750 для развозки почты, но в дальнейшем
  выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы.

  В 1951 году завод освоил производство автокрана АК-32.

  В 1955 году завод начал проектирование первой модели автобуса
  и в 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый
  городской автобус ЛАЗ-695, в 1957 году начал их серийное
  производство. В следующие годы завод был реконструирован и
  расширен.

  В 1958 году завод начал производство пригородного автобуса
  ЛАЗ-695Б с двигателем ЗИЛ-158Л (выпуск которого продолжался до
  1964 года), в 1959 году - туристского автобуса ЛАЗ-697 (выпуск
  которого продолжался до 1963 года), в 1963 году - партию
  троллейбусов ЛАЗ-695Т.

  В 1964 году конструкторский отдел Львовского автобусного завода вместе с экспериментальным цехом
  был выделен из состава предприятия и преобразован в ГСКБ по городским автобусам средней и большой
  вместимости. Также, в 1964 году завод начал производство пригородного автобуса ЛАЗ-695Е с
  двигателем ЗИЛ-130 (выпуск которого продолжался до 1970 года).

  В 1965 году завод начал выпуск междугородных и туристских автобусов ЛАЗ-699А.

  В 1967 году завод выпустил 7600 автобусов.

  В декабре 1968 года завод изготовил 50-тысячный автобус.

  В 1970 году завод начал производство автобуса ЛАЗ-695М (выпуск которого продолжался до 1975
  года).

  22 января 1971 года за совершенствование технологии производства и достижение
  высоких технико-экономических показателей завод был награждён орденом Трудового
  Красного Знамени.

  В 1973 году завод выпустил 10 000 автобусов. В этом же году был разработан и
  выпущен демонстрационный образец междугородного автобуса Украина-73, однако
  серийное производство этой модели начато не было.

  В 1974 году завод начал выпуск автобуса ЛАЗ-698. 20 апреля 1974 года с главного
  конвейера сошёл 100-тысячный построенный автобус.

  К 1975 году завод осуществлял экспорт автобусов в 16 стран мира. Развитию
  предприятия способствовал обмен опытом, который ЛАЗ осуществлял с другими
  предприятиями автомобильной промышленности СССР, а также с производившими
  автобусы предприятиями Autosan (ПНР), Praga (ЧССР), Ikarus (ВНР) и Югославии.
  Также, в 1975 году специально для автозавода была разработана стационарная
  установка для механизированного нанесения антикоррозионной мастики УНМ-1 с пневмораспылителем.
  УНМ-1 была установлена в сборочном цеху ЛАЗ и введена в эксплуатацию, обеспечив существенное
  ускорение окраски кузовов выпускаемых автобусов.

  В 1978 году завод начал выпуск автобуса ЛАЗ-4202.

  В 1981 году завод серийно выпускал пригородные автобусы ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695Р, туристические
  автобусы ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р, городские автобусы ЛАЗ-4202, а также гидромеханические
  автомобильные передачи для автобусов (которые поставлял Ликинскому автобусному заводу (ЛиАЗ) в
  РСФСР и заводу Ikarus в ВНР) и иные запчасти для автобусов. В конце 1981 года на заводе был выпущен
  200-тысячный автобус (им стал ЛАЗ-695Р).

  В 1982 году завод начал серийное производство городского
  автобуса ЛАЗ-4202 с дизельным двигателем.

  В 1984 году на выставке "Автопром-84" завод представил
  пригородный 35-местный автобус ЛАЗ-42021 и междугородный
  автобус ЛАЗ-5255, а также сообщил о начатых работах по
  проектированию нового семейства автобусов с дизельным
  двигателем КамАЗ-740.02, предназначенных для замены в
  производстве моделей ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-695Р и ЛАЗ-699Р (ЛАЗ-4206
  и ЛАЗ-4207). В 1984-1985 гг. был разработан газобаллонный автобус
  ЛАЗ-695НГ, основным видом топлива для которого являлся метан.

  19 июля 1985 завод начал серийное производство ЛАЗ-695НГ.

  В 1988 году ЛАЗ выпустил 14 646 автобусов - максимальное количество за всю историю предприятия.

  В 1990 году завод выпустил 12,2 тыс. автобусов.

  В 1991 году было принято решение о переориентировании ЛАЗ на выпуск средних междугородных и
  местных (сельских) автобусов, а также о расширении производственной кооперации автозавода. С целью
  освободить производственные площади заводских корпусов для расширения сварочно-сборочного и
  окрасочного участков, было решено передать производство 35 наименований деталей для автобусов ЛАЗ
  (цветное литье, резинотехнические и крепежные изделия, детали из пластмасс, пневмо- и электронная
  аппаратура, сиденья водителей и другие комплектующие) на другие специализированные предприятия
  СССР. Производство рулевого механизма автобусов ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207 и продольных рулевых тяг
  передали на Львовский завод автотракторных запчастей, производство электроники поручили
  ПО "Львовприбор". Канашский автоагрегатный завод уже в 1991 году успешно освоил выпуск передних
  осей для автобусов ЛАЗ.

  ЛАЗ выпустил партию специализированных автобусов,
  обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина
  и космодром Байконур с 1960-х годов по 2013 год.

  В 1994 году на базе предприятия создано ОАО «Львовский
  автобусный завод», контрольный пакет акций которого принадлежал
  Фонду государственного имущества Украины. В этом же году
  началось серийное производство троллейбусов ЛАЗ-52522.

  В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий,
  имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

  В 1999 году завод выпустил 177 автобусов, однако в 2000 году объёмы производства увеличились.

  В 2001 году находившийся в государственной собственности контрольный пакет акций ЛАЗ был
  продан, завод стал частным предприятием с коллективной формой собственности. В январе - октябре 2001
  года завод выпустил 498 автобусов. В начале ноября 2001 года завод подготовил к производству новую
  модель автобуса – ЛАЗ-6205, но следующие пять месяцев завод простаивал, и выпуск автобусов был
  возобновлён в марте 2002 года.

  В июле 2002 года завод объявил о намерении начать производство автобусов, работающих на сжатом
  природном газе. Кроме того, в этом году была адаптирована к требованиям рынка большая городская
  модель ЛАЗ-5252 и начался выпуск четырёх новых моделей автобусов (больших городских ЛАЗ-А291,
  а также пригородных и туристических Лайнер−9, −10, −12).

  Всего в 2002 году завод выпустил 307 автобусов.

  В августе 2003 году был выпущен полутораэтажный
  туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства моделей
  "NeoLAZ".

  В мае 2004 года были представлены две следующие модели
  NeoLAZ: городской автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-A183
  CityLAZ-12
и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183
  AeroLAZ-12
.

  В 2003 году завод выпустил 436 автобусов, в 2004 году - 707
  автобусов. 23 декабря 2004 года завод был исключен из перечня предприятий, имеющих стратегическое
  значение для экономики и безопасности Украины.

  В 2006 году начался выпуск троллейбусов ЛАЗ-Е183 ElectoLAZ-12 и ЛАЗ-Е301 ElectroLAZ-20. Также, в
  2006 году завод лишился жилого фонда - общежития ЛАЗ были проданы вместе с жильцами (летом 2013
  года в соответствии с решением Львовского суда жителей начали выселять из общежитий).

  В 2007 году была создана холдинговая компания "ЛАЗ" во главе с управляющей компанией "Сити
  Транспорт Групп", в структуру холдинга вошли Львовский автобусный завод, Днепровский автобусный
  завод и Николаевский машиностроительный завод. 21 февраля 2007 завод начал выпуск новой
  модели (сочленённого городского автобуса ЛАЗ-А292 CityLAZ-20, разработанного на основе конструкции
  ЛАЗ-A183 CityLAZ-12).

  Мировой экономический кризис начавшийся в 2008 году привёл к
  осложнению экономической ситуации в Украине. С апреля 2008
  года завод в течение полугода не выплачивал зарплату рабочим. Тем
  не менее, весной 2008 года завод представил новую модель
  автобуса – ЛАЗ-А191 InterLAZ-13.5LE. После изготовления в 2008
  году 365-тысячного автобуса ЛАЗ был включён в книгу рекордов
  Гиннеса как предприятие, выпустившее самое большое количество
  автобусов в мире.

  11 декабря 2008 года заводу отключили электроэнергию, простой
  предприятия продолжался до 2 февраля 2009.

  Осенью 2009 года ЛАЗ подписал экспортный контракт на поставку 10 троллейбусов в Болгарию.

  30 марта 2010 года во Львове подписан меморандум Кабинета министров Украины и Львовского
  автобусного завода об изготовлении 1500 автобусов и 500 троллейбусов для городов, принимающих
  футбольный чемпионат Евро-2012. Подвижной состав должен был быть закуплен в лизинг на 10 лет.
  Первый платёж составлял 10% от общей суммы контракта. Однако в установленные сроки контракт
  выполнен не был (так, Донецк получил в установленные сроки лишь 9 из 30 заказанных автобусов,
  Львов - 33 из 133 заказанных автобусов).

  Хотя в январе 2011 года Львовский горсовет потребовал от завода прекратить установку в выпускаемые
  автобусы сидений производства КНР, к началу февраля 2011 года выпускаемые ЛАЗ транспортные
  средства только на 15-30% состояли из деталей украинского производства. В частности, на автобусы
  устанавливали двигатели ЯМЗ (Россия), фирмы Deutz (Германия) и задние мосты Raba (Венгрия).

  В марте 2011 года ЛАЗ изготовил первые 15 троллейбусов модели
  ЛАЗ-Е301А1 (в дальнейшем, завод начал оснащать выпускаемые
  троллейбусы видеокамерами).

  В июне 2011 года ЛАЗ заключил соглашение с компанией
  Renault S.A. о совместном производстве машин "скорой помощи" на
  базе микроавтобуса "Renault Master 2" (их производство началось
  осенью 2012 года, до конца 2012 года было выпущено 100 машин).

  В октябре 2011 года завод представил новую модель автобуса -
  ЛАЗ-А183NG. В конце октября 2011 года общая численность
  работников завода составляла свыше 1200 человек. Всего в 2011
  году завод выпустил 97 автобусов.

  В мае 2012 года завод представил новую модель автобуса – ЛАЗ-А1414 Лайнер-9. Кроме того, в 2012
  году завод разработал на базе туристического ЛАЗ-5208 полутораэтажный медицинский автобус.

  В августе 2012 года владельцы завода объявили о намерении освоить на ЛАЗ выпуск инкассаторских
  бронированных машин на импортном шасси ("Mercedes Benz", "Renault" или "Volkswagen"), но этот
  проект остался не реализованным.

  12 февраля 2013 года ЛАЗ остановил работу и отправил сотрудников в неоплачиваемые отпуска (в это
  время на предприятии работали 300 человек). Администрация завода сообщила, что завод не может
  выплатить задолженность по заработной плате сотрудникам, счета за электроэнергию и отопление в связи
  с невыплатой средств по уже исполненным контрактам на поставку техники муниципальными властями
  Украины.

  28 февраля 2013 года 74 депутата Львовского горсовета подписали
  обращение к правительству Украины, Верховной Раде Украины и
  Генеральной прокуратуре Украины с требованием национализации
  ЛАЗ в связи с незаконным характером приватизации завода.

  12 марта 2013 года собственники завода объявили о прекращении
  производства автобусов на ЛАЗ (в связи с решением перенести его в
  Днепродзержинск). Вслед за этим, владельцы завода сообщили о
  начатой процедуре банкротства предприятия и конфликте с
  городскими властями Львова, которые не выплатили заводу 25 млн.
  гривен за поставленные городу 30 автобусов.

  1 апреля 2013 года ЛАЗ подписал экспортный контракт на поставку 8 троллейбусов в Болгарию,
  производство на заводе было восстановлено.

  В июне 2013 года по решению суда ЛАЗ выплатил 25 млн. гривен Донецкой городской администрации
  за автобусы и троллейбусы, которые был обязан поставить к Евро-2012, но так и не поставил.

  В сентябре 2014 года ЛАЗ вновь практически остановил производство, был поставлен вопрос о
  закрытии завода в связи с отсутствием спроса на продукцию завода на внутреннем рынке Украины,
  отсутствием экспортных заказов и наличием задолженности за уже выполненные поставки общественного
  транспорта в города Украины в рамках государственного заказа. В октябре 2014 года ЛАЗ окончательно
  остановил производство.

  23 марта 2015 года находившиеся в аварийном состоянии помещения завода, из которых было вывезено
  оборудование, выставили на аукцион.

  В период с начала января 2015 до конца августа 2016 завод не выпустил ни одной единицы
  автомобильной техники.


                Рейтинг@Mail.ru