НАМИ-С-3


НАМИ-С-3
Движитель НАМИ-С-3

НАМИ-С-3
Испытания движителя на агрегатах Москвич-415

НАМИ-С-3
НАМИ-С-3 на шасси Москвич-415

НАМИ-С-3
НАМИ-С-3 форсирует водную преграду

  Для увеличения проходимости автомобилей многие конструкторы обращались к гусенице, ведь она позволяла передвигаться по слабым грунтам, грязи, песку и снегу. Однако гусеничный привод имел и отрицательные стороны по сравнению с колёсным. Так, при передвижении по хорошим дорогам с твёрдым покрытием скорость транспортного средства оснащённого гусеницами значительно снижалась, а расход топлива очень увеличивался. Что бы устранить этот недостаток в начале 1960-х годов в НАМИ был разработан проект пневматической гусеницы трапецеидального профиля, но проект остался неосуществленным ввиду ненадежности конструкции.

В середине 1961 года в НАМИ было создано новое подразделение под руководством В.М. Семенова для исследования особенностей применения пневмогусеничных движителей. К работам по исследованию возможностей пневмогусеничного движителя были привлечены работники МВТУ им. Баумана.

В начале 1962 года в НАМИ был изготовлен макетный образец пневмогусеничного движителя трубчатого типа получивший обозначение "С-3". В качестве пневмогусеницы была выбрана серийно производимая на ленинградском заводе "Красный треугольник" камера для изготовления шинно-пневматических муфт привода гребных винтов судов с внутренним диаметром 1150 мм, шириной 180 мм и толщиной стенок 4 мм. Для получения плоской формы внутреннего пояса гусеницы по внутреннему периметру камера была соответствующим образом доработана в опытном порядке - через каждые 100 мм были завулканизированы стальные прутки.

Опытный образец движителя состоял из двух балансирных тележек каждая из которых имела три опорных катка. Для того что бы гусеница не сползала с обода катки были снабжены ребордами, которые качались в продольной плоскости относительно заднего моста. Средние катки при этом ставились вместо ведущих колёс прототипа. Вместо тормозов использовались ступицы приводных колёс, жёстко связанных с полуосью. Приводные цепи надевались на звёздочки катков гусеницы и с их помощью осуществлялась передача крутящего момент от среднего катка к другим каткам.

Для исследования возможностей этого движителя в институте был создан специальный стенд. В результате проведённых исследований было установлено, что опытный образец может выдерживать нагрузки до 500 килограмм. Ходовые испытания конструкции проводились на автомобиле Москвич-415. На него пневмогусеницы устанавливались вместо ведущих колёс и при необходимости легко на них заменялись. Первые же пробные заезды выявили отличную плавность и бесшумность хода, однако, при достижении скорости хода 50-60 км/час возникало "рысканье" машины по курсу вследствие высокой боковой эластичности пневмогусениц. Из-за этого гусеницы слетали с катков, которые при ударах о препятствия гнулись.

Позже изготовили ещё пять разных вариантов опытных образцов, которые отличались устройством каркаса пневмооболочки. После проведения исследований был выбран вариант с использованием катков из стеклопластика. Он тестировался осенью и зимой 1963-1964 годов и показал при этом отличные ходовые качества. Автомобиль, оснащённый такими гусеницами имел среднюю скорость передвижения 40 км/час и мог разогнаться на асфальте до 60 км/час.

НАМИ-С-3 отличался высокой проходимостью, он мог быстро передвигаться по снежной целине глубиной до 600 миллиметров. В этом случае требовалось установить вместо передних колёс лыжи. Испытания показали, что гусеничный движитель может проехать без замены 3 500 километров. Из недостатков испытатели отмечали пробуксовку гусениц при движении по снегу из-за отсутствия грунтозацепов, а так же забивание снегом ходовой части движителя. Дальнейшие работы по усовершенствованию пневмоприводов привели к появлению моделей НАМИ-С-3М и НАМИ-С-4.


                Рейтинг@Mail.ru