Аэросани НАМИ-IX, НАТИ-IX(б)


Аэросани НАМИ-IX

Аэросани НАТИ-IX(б)
Аэросани НАТИ-IХ(б) серийного выпуска, построенные для Чувашавтотранса

  Аэросани НАМИ-IX выполнены по трехлыжной схеме с полузакрытым деревянным корпусом. Корпус разделен на три части: кабины - водителя и пассажирская, а также моторный отсек, где располагался двигатель. Первую кабину сделали открытой, двухместной. Здесь располагались механизмы управления машиной и двигателем, размещалась приборная доска. От встречного потока воздуха водителя и механика защищало ветровое стекло.

Пассажирская кабина - четырехместная, закрытая, с сиденьями, расположенными друг против друга. Для посадки пассажиров в левом борту аэросаней предусмотрена дверь. Пассажирский отсек отделен противопожарной металлической переборкой от моторного. Последний образован профилированной косынкой, торцевая часть которой представляет собой моторную таль с закрепленным на ней двигателем. Перед ним, в промежутке между вырезом косынки и противопожарной перегородкой, устанавливается масляный бак, закрытый легкосъёмным капотом. Ниже - топливный бак с заправочной горловиной.

Корпус аэросаней несущий, состоит из двух боковин, соединяемых трубчатыми поперечинами, брусками, обшивкой пола, верхними перекрытиями носовой части и пассажирской кабины. Боковины фермы выполнены из продольных брусков-лонжеронов и вертикальных стоек. В передней части корпуса боковины стыкуются с помощью двух металлических косынок, служащих опорными площадками кожуха переднего амортизатора лыжи.

В задней части корпуса, снизу имеются ушки для установки полуосей подвески лыж. На поворотной стойке передней подвески монтируется управляемая лыжа и рычаг (румпель), соединенный с механизмом рулевого управления. Стойка, на которой крепится лыжа, одновременно является и амортизатором. В средней ее части есть фланец, которым она опирается на верхнюю пружину. При тряске во время движения аэросаней эта спиральная пружина сжимается, смягчая удары. С нижней стороны фланца помещается вторая (обратная) пружина.

Задняя подвеска состоит из полуосей (правой и левой), разгрузочных подкосов и амортизационных стоек, шарнирно закрепленных на корпусе аэросаней.

Полуось представляет собой трубчатую балку с ушковой вилкой. На внешнем конце балки есть посадочное место для лыжи. Задняя амортизационная стойка соединяется с верхним узлом на корпусе. Достаточно большой ход пружины амортизатора обеспечивает машине плавность движения. На консольную часть полуоси постоянно действуют изгибающие нагрузки, особенно сильные во время поворотов и преодоления препятствий. Для их уменьшения задняя подвеска снабжена разгрузочными подкосами.

Лыжи - деревянные, открытые, Т-образной формы с плоской, по бокам скругленной подошвой и небольшим сужением В хвостовой части. Продольная жесткость обеспечивается вертикальным ребром - лонжероном. Подошва - с металлической окантовкой. Длина передней лыжи 3050 мм., задних - 3400 мм., причём последние снабжены тормозными механизмами штыревого типа. На каждой лыже по два штыря по обе стороны лонжерона.

На приборной панели устанавлены: масляный манометр и термометр, выключатели и переключатели двух магнето. Для быстрого запуска двигателя система зажигания имеет ручное пусковое магнето, обеспечивающее подачу интенсивной искры в цилиндры, когда мощности основных магнето недостаточно.

Двигатель авиационный М-11, пятицилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения, мощностью 100 л. с. На хвостовике коленчатого вала двигателя с помощью втулки крепится двухлопастный деревянный блочный воздушный винт Ø 2,4 м. Для его ограждения используются правая и левая трубчатые фермы, закрепленные на корпусе аэросаней и на моторной тали и окрашенные яркой, обычно красной, краской.

В носовой части аэросаней - фара для освещения пути в ночное время. В пассажирской кабине установлены плафоны внутреннего освещения. Электропитание ламп - от аккумулятора.

Аэросани позднего выпуска, построенные уже после реорганизации института, оснащённые мотором М-11, назывались НАТИ-IХ(б). На аэросанях НАМИ-IХ устанавливались также и моторы М-12 или М-100, близкие по своим характеристикам М-11, но по причине малой надёжности эти двигатели распространения не получили.

Аэросани НАМИ-IX обслуживали почтово-пассажирские линии, участвовали в пробегах и экспедициях.


Аэросани НАМИ-IX

Аэросани НАМИ-IX
1 - передняя управляемая лыжа. 2 - румпель лыжи, 3 - рулевая тяга, 4 - кожух переднего амортизатора, 5 - фара, 6 - металлическая опора передней колонки, - корпус, 8 - ветровое стекло, 9 - рулевое колесо, 10 - сиденье водителя и механика, 11 - переднее стекло пассажирской кабины. 12 - дверь кабины, 13 - плафон освещения, 14 - боковое стекло, 15 - съемный капот, 16 - ограждение воздушного винта, 17 - масляный бак с заправочной горловиной, 18 - подмоторная косынка, 19 - двигатель, 20 - подмоторная таль, 21 - втулка крепления воздушного винта, 22 - воздушный винт, 23 заправочная горловика» 24 - топливный бак, 25 - задняя амортизационная стойка, 26 - упорные подкосы лыжи, 27 - задняя полуось. 28 - пружина тормозного рычага, 29 - тормозной механизм. 30 - вертикальная стойка кабанчика лыжи, 31 - стойка, 32 - задняя лыжа, 33 - тормозной трос, 34 - разгрузочный подкос полуоси, 35 - поперечная труба корпуса с узлом крепления разгрузочного подкоса, 36 - подножка на лыже, 37 - подножка, 38 - пассажирское сиденье, 39 - батарея, 40 - педаль тормоза, 41, 42 - рулевое управление.

                Рейтинг@Mail.ru