НАМИ-044Э


НАМИ-044Э

  В 1958 году для оценки эффективности применения арочных шин на колёсном тракторе в НАМИ на базе агрегатов автомобиля ЗИС-151 был создан экспериментальный макет тягача.

Шины модели И-182 размером 1000х650 изготавливал НИИШП, они были бескамерными, 6-слойными, грузоподъёмностью до 2 тонны каждая при внутреннем давлении 1,4 кг/cм². Тягач имел колёсную формулу 4х4, двигатель ЗИС-121 мощностью 90 л.с. База составляла 2360 мм, колея – 1800 мм. В зависимости от потребности масса тягача с помощью балласта изменялась от 3200 до 8000 кг. Нагрузки по осям распределялись равномерно. Передняя подвеска была зависимая на двух продольных 14-листовых полуэллиптических рессорах. Задняя подвеска не предусматривалась, считалось, что высокой эластичности шин будет достаточно. Применение передней подвески обусловливалось необходимостью компенсировать большие перекосы при движении по сильно пересеченной местности.

В 1958 году на полигоне подмосковной испытательной станции НАТИ проводились тяговые испытания макетного тягача НАМИ и гусеничного трактора ДТ-54 для сравнения. Целью ставилось определение тягово-сцепных качеств тягача с арочными шинами на грунтовой дороге и почве в зависимости от сцепного веса и давления воздуха в шинах, а также выяснение возможности использования колёсных тягачей на сельскохозяйственных работах.

Испытания проводились при массе тягача: 3200, 5400 (масса, соответствующая трактору ДТ-54) и 7800 кг. – массе, соответствующей расчётной грузоподъёмности шин. Тягач и гусеничный трактор сравнивались при работе на залежи и на почве, подготовленной под посев. Максимальное тяговое усилие при массе тягача 5400 кг. достигало 5500 кг. на залежи и 3500 кг. на мягком грунте. При массе тягача 7800 кг. не удалось достигнуть максимального тягового усилия по сцеплению из-за недостаточной мощности двигателя. На шоссе максимальная скорость тягача достигала 70 км/час.

Результаты испытаний свидетельствовали, что тягач при массе 5400 кг. по развиваемой тяге может оборудоваться теми же сельскохозяйственными орудиями, что и гусеничный трактор ДТ-54. Глубина колеи у тягача во время испытаний на мягком грунте при весе 3200 кг. и давлении воздуха в шинах 0,3 кг/cм² была в 2–3 раза меньше глубины колеи колёсного трактора МТЗ-54 аналогичной массой.

Для подтверждения полученных результатов осенью 1958 года тягач подвергся дополнительным испытаниям на стерне. К концу испытаний пробег тягача составил 6000 км. Износ грунтозацепов не превышал 10%. Оптимальная масса тягача с шинами 1000х650 была близкой к 5400 кг. При такой массе давление воздуха в шинах должно было равняться 0,5 кг/cм². Однако масса тягача не соответствовала грузоподъёмности шин, тяговые характеристики (буксования) можно было улучшить за счёт уменьшения слойности шин. Улучшить характеристики буксования колёсного трактора, не увеличивая его массу и снижая удельное давление на грунт, можно было и путём увеличения диаметра колёс.

Испытания показали, что арочные шины позволяют создать принципиально новый тип универсального тягача высокой проходимости. Результаты полевых испытаний макета колёсного тягача были использованы при проектировании и создании колёсного тягача НАМИ-044.

В 1959 году макетный экспериментальный тягач на базе ЗИС-151, получил обозначение НАМИ-044Э и стал использоваться для исследования пневмокатков И-245 1000х1000-250 с нагрузкой до 1,5 тонн, разработанных НИИШП и МВТУ. Тягач оснащался системой изменения внутреннего давления с наружным подводом воздуха к каждому колесу.


                Рейтинг@Mail.ru