Мотоцикл НАТИ-А-750


Мотоцикл НАТИ-А-750
Опытный мотоцикл НАТИ-А-750

Мотоцикл ПМЗ-А-750
Серийный мотоцикл ПМЗ-А-750

  Постановлением ВСНХ от 5 октября 1931 года было принято решение о производстве в СССР мотоциклов для Красной армии. В конце того же года группа молодых конструкторов под руководством Петра Владимировича Можарова (создателя одной из самых ранних моделей ИЖ) приступила к конструированию тяжелого двухцилиндрового мотоцикла с объёмом двигателя 750 куб.см. В группу так же входили Б.М. Фиттерман – будущий главный конструктор ЗИСа и НАМИ и А.М. Федоров – будущий главный конструктор Ирбитского мотозавода.

Разработка велась в НАТИ, поэтому первое название мотоцикла стало НАТИ-А-750. Буква "А" обозначала, что данная версия может оснащаться коляской для использования на шоссейных и хороших грунтовых дорогах. Без коляски ограничения по качеству дорог отсутствовали. Число "750" соответствовало округленному значению рабочего объёма двигателя.

В качестве прототипа конструкции ходовой части использовался мотоцикл BMW. Дуплексная рама из штампованных профилей, с вложенным внутрь бензобаком ёмкостью 21 литр, что было достаточно новаторски, работала с передней рессорной вилкой.

За базу двигателя избран V-образный нижнеклапанный 750-кубовый образец американской фирмы Harley-Davidson. При замкнутой системе циркуляционной смазки, масло подавалось шестеренчатым маслонасосом напрямую из картера двигателя. Механизм газораспределения состоял из шестерен и кулачков привода клапанов.

Коробка передач размещалась сверху двигателя и имела ручной рычаг переключения с левой стороны мотоцикла. Передача крутящего момента от двигателя к КПП шестерни, на заднее колесо с помощью цепи.

Мотоцикл получился действительно передовым по заложенным в него идеям. Это единственный довоенный советский мотоцикл, имевший замок зажигания и приборный щиток. Его система зажигания содержала аккумулятор и генератор постоянного тока.

В 1933 году четыре первых мотоцикла НАТИ-А-750, собранные в Ижевске на Опытном Мотоциклетном Заводе имени Автодора, отправились в испытательный пробег по маршруту Ижевск – Сарапул – Горький – Москва. После пробега и проб на армейском полигоне, было принято решение об организации серийного выпуска. Для чего вся необходимая документация была передана на Подольский механический завод (ПМЗ), где в марте 1934 года приступили к производству партии из 10 мотоциклов с окончательным названием ПМЗ-А-750. В июле того же года мотоциклы были продемонстрированы приезжавшему на завод наркому С. Орджоникидзе. После чего, была поставлена задача их выпуска в количестве не менее 1500 штук в год.


    Технические характеристики:

База 1395 мм.

Дорожный просвет 115 мм.

Общий вес 210 кг.

Максимальная скорость 90 км/час

Двигатель V-образный, карбюраторный, 4-тактный

Число цилиндров 2

Диаметр цилиндра и ход поршня 70х97 мм.

Рабочий объём 746 см³

Степень сжатия 5,0

Максимальная мощность 14 л.с. при 3700 об/мин

Число передач 3

Передаточные числа коробки передач: 3,03; 1,75; 1,00

Размер шин 4,25х18 (4х19)


                Рейтинг@Mail.ru