ГАЗ-14


ГАЗ-14
ГАЗ-14 с газогенераторной установкой В-5

  В 1930-х годах СССР испытывал проблему с поставками топлива, при чём это касалось не только отдаленных районов, но даже крупные города с трудом снабжались бензином. Для решения этой проблемы у советских инженеров возникла идея о применении для приведения автомобилей в движение альтернативных видов топлива: торфа, дров и угля. Тогда взгляд советских инженеров упал на газогенераторные установки, которые могли работать на твердом топливе, пережигая его в специальной топке и превращая в горючий газ, который затем служил топливом для двигателя внутреннего сгорания.

  В 1935 году специалисты Горьковского автозавода на базе грузовика ГАЗ-АА разработали специальный автомобиль ГАЗ-14 грузоподъёмностью 1000 кг., на которое смонтировали газогенераторную установку В-5. Данная газогенераторная установка была разработана «Газогенераторстроем» и предназначалась для работы на деревянных чурках.

  Серийный выпуск В-5 был налажен в 1935 году в Харькове на заводе «Свет шахтера», который до этого выпускал аккумуляторные фонари для шахтеров, и откуда газогенераторные установки поставлялись на Горьковский автозавод для монтажа на грузовые автомобили.

  На стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа в передней части крепились 3-ступенчатая коробка передач (три скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель с алюминиевыми поршнями с объемом цилиндров 3,28 литра, мощность которого при работе с газогенераторной установкой уменьшилась до 25 л.с. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотёком поступал в карбюратор.

  Передняя ось грузового автомобиля ГАЗ-14 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост крепился на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Задний мост имел коническую передачу и был соединен с КПП при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жёстко крепился к картеру главной передачи. К переднему мосту автомобиля крепились дисковые колёса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту двухскатные дисковые колёса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колёса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колёса.

  На шасси в передней части устанавливалась двухместная металлическая кабина. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны кабины были предусмотрены открывающиеся боковины. Крыша автомобиля была изготовлена с деревянной вставкой обтянутой брезентом, так как на тот период советская промышленность не имела возможности изготовления цельнометаллического листа такого размера. Двери были подвешены на передних петлях. Цельное лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками. Для защиты от солнца над лобовым стеклом был установлен козырёк. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрический фары, установленных на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Под грузовой платформой к раме крепился единственный задний габаритный фонарь со стоп-сигналом. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.

  В кабине на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырёхспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

  За кабиной к раме грузовика крепилась газогенераторная установка В-5. С левой стороны к раме крепился бункер для сжигания топлива, с правой стороны рамы – фильтр тонкой очистки, а под грузовой платформой располагался фильтр грубой очистки.

  При горении топлива в бункере выделялся углекислый газ, который входя в соприкосновения с раскаленным углём терял часть кислорода. В свою очередь этот кислород входит в соединение с углеродом топлива и образует окись углерода. В результате этой реакции часть углекислого газа восстанавливается в окись углерода, то есть горючий газ. Из бункера горючий газ поступает в фильтр грубой очистки, где охлаждается и смешивается с воздухом. Далее эта смесь поступает в фильтр тонкой очистки, а уже оттуда в двигатель.

  За газогенераторной установкой к раме на деревянных лагах крепилась укороченная на 40 см. грузовая платформа с откидными бортами, которая была спроектирована советскими инженерами ещё в 1930 году. Откидные боковые борта состояли из четырёх досок, которые при помощи болтов были скреплены четырьмя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на четырех петлях. Задний борт состоял из четырёх досок, которые при помощи болтов были скреплены тремя металлическими поперечинами и подвешивались к платформе на трёх петлях В закрытом положении борта фиксировались специальными замками.

  С 1935 по 1936 год на горьковском автозаводе было изготовлено 45 газогенераторных автомобилей ГАЗ-14, а затем ему на смену пришёл более совершенный ГАЗ-НАТИ-Г14.



  Страница подготовлена с использованием материалов сайта rus-texnika.ru.


                Рейтинг@Mail.ru