ГАЗ-13, ГАЗ-13Б


ГАЗ-13
ГАЗ-13

ГАЗ-13
ГАЗ-13

ГАЗ-13Б
ГАЗ-13Б

  В 1930-х годах за границей вошли в моду автобусы с обтекаемыми кузовами. По сравнению с прямоугольными кузовами прежних пассажирский машин, новые обтекаемые автобусы выглядели более эффектно. К середине 1930-х годов мода на автобусы с обтекаемыми кузовами дошла и до СССР.

  В 1934 году в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА был построен опытный образец автобуса с облекаемым кузовом ГАЗ-13. В ГАЗ-13 количество посадочных мест по сравнению с ГАЗ-3 сократили до 13, отказ от четвертого ряда дал больше простора в салоне. Сиденья превратились в удобные кресла с мягкими спинками. Машина блестела хромированным обтекаемым кожухом на радиаторе. Сам по себе кузов стал шире и ниже. В 1935 году собрали ещё несколько экземпляров.

  К 7 ноября 1935 года изготовили более роскошный вариант ГАЗ-13Б.

  На стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа, которая была усилена Х-образными поперечинами, в передней части крепились 3-ступенчатая коробка передач (три скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырёхцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объёмом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. От автомобиля ГАЗ-М1. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотёком поступал в карбюратор. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт, а для пуска двигателя служил электростартер. Новый автобус мог развивать максимальную скорость до 53 км/час.

  Передняя ось автобуса ГАЗ-13 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост крепился на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Задний мост имел коническую передачу и был соединён с КПП при помощи карданного вала, который был заключён в трубу и жёстко крепился к картеру главной передачи. К переднему мосту крепились дисковые колёса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колёса с резиновыми шинами размером 6,00-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колёса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колёса.

  На шасси с передком от ГАЗ-АА крепился деревянный каркас, который снаружи обшивался листовым металлом, а крыша обтягивалась прокрашенной брезентовой тканью. С каждой стороны кузова было расположено по четыре небольших окна. Внутри салон обшивался фанерой и сверху дермантином, а к деревянному полу, покрытому черным резиновым ковриком, в три ряда крепились 13 мягких кресел с подлокотниками. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. Лобовое стекло, которое устанавливалось на специальных петлях, можно было приподнять для дополнительной вентиляции салона. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрический фары, установленных на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Запасное колесо крепилось на задней стенке кузова.

  В салоне перед рабочим местом водителя на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырёхспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

  Планировалось, что новые автобусы ГАЗ-13 и ГАЗ-13Б если не заменят в производстве ГАЗ-3, то хотя бы будут выпускаться параллельно с ним. Но этим планам так и не суждено было сбыться и новые автобусы с обтекаемыми кузовами так и остались экспериментальными образцами.



  Страница подготовлена с использованием материалов сайта rus-texnika.ru.


                Рейтинг@Mail.ru