ГАЗ-03-30


ГАЗ-03-30
ГАЗ-03-30

ГАЗ-03-30
ГАЗ-03-30 послевоенного выпуска

ГАЗ-03-30
ГАЗ-03-30 послевоенного выпуска

  В процессе производства автобус ГАЗ-3 постоянно дорабатывался. В 1937 году кузов автобуса был укорочен на 15 см. для повышения жёсткости и уменьшения веса, а сам автобус получил новое обозначение ГАЗ-03-30 (первые две цифра обозначали модель шасси, следующие за ними через дефис – модель кузова).

  В 1938 году задняя часть кузова была переконструирована: вместо одной двери появилась двухстворчатая дверь.

  В 1940 году автобус получил модернизированное шасси ГАЗ-ММ с более мощным двигателем.

  С 1945 года на автобусы устанавливали упрощённые Г-образные передние крылья.

  На шасси с оперением от ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ крепился деревянный каркас, который снаружи обшивался листовым металлом, а крыша обтягивалась прокрашенной брезентовой тканью. С каждой стороны кузова было расположено по четыре небольших окна. Три окона были снабжены стеклоподъёмниками, а четвертое было закрыто наглухо и укорочено. Внутри салон обшивался фанерой, сверху дермантином, а к деревянному полу, покрытому черным резиновым ковриком, крепились 16 мягких пружинных сидений, которые обшивались дерматином и были расположены следующим образом: по три ряда двухместный сидений с каждой стороны кузова и два сдвоенных сиденья на четыре места в последнем заднем ряду. Для вентиляции салона служили два вентилятора, которые были расположены в верхней части передней стенки кузова. Сам же автобусный кузов располагал тремя дверьми: водительской, пассажирской и запасной задней, при этом пассажирская дверь открывалась с места водителя при помощи рычажного контроллера. Двери были подвешены на передних петлях. Запасная задняя дверь была двухстворчатой без центральной стойки и запиралась шпингалетами. Сзади кузова крепилась откидная подножка, которая в поднятом положении была частью борта, а внутри подножки было расположено запасное колесо. На верхней рамке лобового стекла перед лицом водителя крепился единственный дворник для облегчения видимости в непогоду. Стеклоочиститель имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора. Лобовое стекло, которое устанавливалось на специальных петлях, можно было приподнять для дополнительной вентиляции салона. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос.

  Автобусы ГАЗ-03-30 выпускались в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода с 1937 по 1950 год, когда им на смену пришёл автобус следующего поколения – ГЗА-651.

  ГАЗ-03-30 окрашивали специальными автобусными глифталевыми и цировочными масляными красками. Автобус имел две заводские схемы окраски. Первый: тёмный низ – светлый оконный пояс – тёмная крыша. Второй вариант предполагал окраску крыши в цвет оконного пояса либо в другой светлый тон. Что касается основного цвета, то достоверно известно об использовании синего, тёмно-синего, тёмно-зелёного и серого цветов. Оконный пояс окрашивался в цировочные жёлтые и белые цвета. Использовались и светлые тона: кремовый, бежевый и т. д. В годы Великой Отечественной автобусы перекрашивали в цвет хаки, после войны старые автобусы перекрашивали во всевозможные тона, но преобладающим был всё равно синий цвет. Автобусы, предназначенные для пожарной охраны, до 1945 года окрашивали в ярко-красный цвет. Автобусы раннего выпуска 1933–1934 годов имели другие схемы окраски и цвета (например, тёмный вверх – светлый низ). Первые автобусы имели ещё и молдинговый пояс, который окрашивался отдельным цветом.

  За все время производства было изготовлено 14808 автобусов ГАЗ-3 и ГАЗ-03-30: 1933 год – 213 экз., 1934 год – 30 экз., 1935 год – 503 экз., 1936 год – 309 экз., 1937 год – 458 экз., 1938 год – 1043 экз., 1939 год – 1634 экз., 1940 год – 1351 экз., 1941 год – 528 экз., 1942 год – 3 экз., 1943 год – 9 экз., 1944 год – 16 экз., 1945 год – 383 экз., 1946 год – 1278 экз., 1947 год – 1016 экз., 1948 год – 1740 экз., 1949 год – 2139 экз., 1950 год – 1655 экз.

  На базе пассажирского автобуса ГАЗ-03-30 были разработаны модификации санитарного автобуса ГАЗ-03-32 и штабного автобуса для армии.


    Технические характеристики:

  Вместимость 16 чел. + водитель

  Снаряженная масса 3290 кг.

  Длина 5260 мм.

  Ширина 2135 мм.

  Высота 2260 мм.

  Колёсная база 3340 мм.

    Двигатель ГАЗ-А: бензиновый, карбюраторный, рядный, нижнеклапанный, водяного охлаждения

  Число цилиндров 4

  Рабочий объём 3,28 л.

  Максимальная мощность 40 л.с. при 2200 об/мин

  Пуск двигателя электростартерный

  Сцепление сухое, однодисковое

  Коробка передач механическая, 4-ступенчатая

  Электрооборудование 6 В

  Подвеска:

    передняя зависимая, на одной поперечной полуэллиптической рессоре, с рычажными гидравлическими амортизаторами одностороннего действия

    задняя зависимая, на двух продольных рессорах кантилеверного типа

  Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом, передаточное число 16,6

  Тормозная система:

    рабочий тормоз механический, с тросовым приводом на все колёса

    стояночный тормоз ручной, ленточный, на задние колёса

  Размер шин:

    спереди 6,50-20

    сзади 6,00-20


ГАЗ-03-30


Штабной автобус на базе ГАЗ-03-30


ГАЗ-03-30
Штабной вариант автобуса ГАЗ-03-30

ГАЗ-03-30
Салон штабного автобуса

  В 1936 году на Горьковском автозаводе поступили созданию специального штабного автобуса на базе пассажирского автобуса ГАЗ-03-30, серийный выпуск которого уже был освоен в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода.

  Салон был отделён от кабины деревянной перегородкой со сдвижной дверью и вмещал до 8 человек, в нём установили стол с откидными боковинами для увеличения площади, а по бокам – два дивана. Также в салоне были предусмотрены места для размещения шкафчика для пишущей машинки и футляра для пулемёта, а также коротковолновой радиостанции и дополнительных аккумуляторов к ней. Автобус был оборудован телефоном с коммуникацией к внешним проводным линиям связи и телеграфным прибором, для чего снаружи кузова были закреплены антенны. При необходимости внутри салона можно было закрепить три подвесных койки.

  Осенью 1936 года автобус прошёл испытания, по результатам которых военные остались удовлетворены оборудованием кузова, но для повышения проходимости рекомендовали разработать штабной автобус на шасси трёхосного грузовика ГАЗ-ААА. Всего же с 1936 по 1937 год было изготовлено около 100 штабных автобусов на базе ГАЗ-03-30.



  Страница подготовлена с использованием материалов сайта rus-texnika.ru.


                Рейтинг@Mail.ru