БАЗ-930


БАЗ-930

БАЗ-930 (проект "Изделие 930") — опытное четырехосное полноприводное специальное колёсное шасси, первая самостоятельная разработка СКБ Брянского автомобильного завода. Предназначался под монтаж пусковой установки Бр-231Б комплекса "Луна-М", которая была разработана в ОКБ завода "Баррикады". Единственный экземпляр БАЗ-930 был изготовлен в начале июля 1961 года.

Проектирование автомобиля началось в июне 1960 года, под руководством нового главного конструктора Р.А. Розова, который до этого руководил специальным конструкторским бюро ГАЗ. Проектировался БАЗ-930 с двумя раздельными кабинами, которые в последствии, заменила одна более вместительная.

Автомобиль БАЗ-930 оснащался сварной лонжеронной рамой, двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с., независимой торсионной подвеской крайних колес, широкопрофильными шинами размером 1200x500-508, экспериментальной автоматической гидромеханической трансмиссией ГМК-НАМИ-020, которая была создана для автомобиля НАМИ-020, шариковыми шарнирами равных угловых скоростей в приводе двух пар передних управляемых колес. Кабина с тремя лобовыми окнами, облицовка моторного отсека и ряд других деталей были изготовлены из стеклопластика.

Сразу по окончании сборки автомобиль БАЗ-930 был отправлен в 21 НИИИ, откуда 14 июля 1961 года его перегнали в Москву для показа заместителю министра обороны СССР маршалу В. И. Чуйкову. По результатам общего осмотра опытных образцов из Брянска и Москвы было решено завершить их доводку и провести заводские, а затем сравнительные военные испытания. Они состоялись 19 октября на полигоне 21 НИИИ. В ходе испытаний на машине БАЗ-930 обнаружилось множество недоработок и дефектов, а самым ненадежным агрегатом оказалась откровенно сырая и ненадежная коробка передач ГМК-НАМИ-020. По сравнению с ЗИЛ-135Л, главным конкурентом и победителем испытаний, брянский вариант был тяжелее и обладал менее высокими параметрами проходимости. По окончательному решению представительной военной комиссии в марте 1962 года проект "Изделие 930" был отвергнут.


                Рейтинг@Mail.ru